Как сообщается в пресс-релизе Университета штата Огайо (США), статья группы исследователей под руководством Пола Стиллмана (Paul Stillman) будет опубликована в свежем номере журнала Psychological Science.
Стиллман и его коллеги провели серию экспериментов, в ходе которых, отслеживая траекторию движения курсора по экрану компьютера, наблюдали за бессознательными движениями рук участников. Тем нужно было выбрать между объектом, который отвечал долгосрочным целям (например, избавлению от лишнего веса), и объектом, приносящим краткосрочное удовольствие (к примеру между брюссельской капустой и пирожным, или между яблоком и пончиком). «Неосознанные движения рук наглядно отражают процесс самоконтроля мозга, — пояснил Стиллман. — Мы могли видеть эту борьбу с собой прямо в режиме реального времени. У людей с низким уровнем самоконтроля объект соблазна просто притягивал к себе их руку».
Так, в ходе одного из экспериментов с участием более 80 студентов, им демонстрировали изображения полезных и вредных продуктов, которые были разнесены по противоположным углам экрана компьютера. Участников просили молниеносно выбрать, какое из изображений в наибольшей степени полезно для их здоровья. В общей сложности студентам нужно было принять сто решений. При этом до начала тестирования участников предупредили, что после его завершения они могут по своему выбору получить либо яблоко, либо шоколадный батончик.
Стиллман и его коллеги установили, что у тех участников, которые предпочли получить батончик, во время эксперимента курсор мышки чаще «зависал» возле неполезных продуктов. «Чем сильнее был их соблазн на экране компьютера, тем с большей вероятностью они поддавались ему в реальной жизни, тем ниже был их самоконтроль», — отметил Стиллман. С другой стороны, те участники, которые выбрали яблоко, во время эксперимента без сомнений направляли курсор прямо к полезным продуктам.
Считается, что в процесс принятия решения, связанного с самоконтролем, вовлечены две системы — одна отвечает за импульсивные решения, а когда включается вторая, импульсивные решения подавляются волей. Однако, по словам Стиллмана, полученные данные о траекториях движения мышки говорят о другом. Если бы в основе выбора действительно лежала такая дуалистичная модель, то сначала, когда человек находится под влиянием импульса, ученые бы наблюдали прямую линию, направленную к пончику, а потом, когда включается воля, траектория должны была бы резко меняться, направляясь к яблоку. Но на деле все оказалось гораздо сложнее.