Зима... Хочется волшебства и чудес... Вмеcте с консультантом «Здоровья Mail.Ru», психиатром «Открытой клиники» Игорем Юровым мы составили топ волшебных сказок, главные герои которых «чудят» так, что им можно поставить настоящий психиатрический диагноз.
Царевна Несмеяна
Пресыщенность, оторванность от мира (царевна «красуется» в высоком терему), толпы пытающихся рассмешить женихов и папа-царь, который, глядя на вечно печальную дочь, «кручинился» — вот с чем живет прекрасная царевна.
Что же рассмешило царевну? Простой человек, работник — бедный и уставший. При этом в финале нет и намека на свадьбу работника и царевны и их дальнейшей судьбы
Что говорит сказка?
«В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось...»
Диагноз: депрессия?
Депрессия отличается от просто плохого настроения тем, что не проходит от просмотра кинокомедии или радостного события в жизни. Как часто мы говорим: «Я в депрессии» или «У него депрессия, надо его встряхнуть», — не подозревая, что настоящая депрессия требует серьезного лечения — и не просто бесед с психоаналитиком и приема успокоительных, а применения серьезных медикаментов, назначить которые может только врач-психиатр.
Мнение психиатра
Как известно, «богатые тоже плачут» — буквально заболеть депрессией в равной мере способны и «царевна», и «золушка».
Уже студентов-медиков учат выявлять классическую «депрессивную триаду и ставить этот диагноз.
Во-первых, это стойкое снижение настроения, доходящее до степени так называемой ангедонии — неспособности получать удовольствие: любимое блюдо — безвкусно, приобретения бессмысленны, общение с друзьями — тягостно, секс энергозатратен, путешествие, о котором когда-то можно было только мечтать, изнуряюще.
Во-вторых, это мыслительная заторможенность, чувство утраты интеллектуальных, творческих способностей: например, поэт, переживающий обычную печаль, может выразить ее в грустном стихотворении, поэт же, переносящий депрессию, с болью осознает неспособность написать стихотворение вообще.
В-третьих, это двигательная заторможенность, когда даже для выполнения привычных домашних дел буквально нет сил: при попытке «собрать волю в кулак» человек остро переживает, что собирать ему просто нечего.
Курочка Ряба
С детства мы хорошо знакомы с лайт-версией этой сказки в пересказе Ушинского. «Плачет дед, плачет баба, говорит им Курочка Ряба: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое».
Воспитательница в детском саду могла добавить: «Видите, дети, простое яичко курочка ценит выше, чем золотое». Адаптирование сказок призвано пощадить детскую психику, и это правильно: в первоначальных вариантах (их несколько) все очень страшно. Самый черный «треш» — в записанной А. С. Афанасьевым сказке «Курочка».
Что говорит сказка?
Реакция на утрату простого (не золотого!) яичка: «Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась».
Дальше — больше: о случившемся узнают просвирня, которая «все просвиры изломала и побросала», дьячок, который «побежал на колокольню и перебил все колокола» и поп, который «побежал, все книги изорвал».
Диагноз: массовый психоз?
Пока филологи спорят о символике сказки и о том, что означает в ней яйцо, как связана она с язычеством и христианством, психиатрам тоже есть о чем подумать.
Механизмы развития массового психоза очень интересны. Помните, еще один известный персонаж утверждал, что «вместе только гриппом болеют, а с ума поодиночке сходят»? Это не так. «Заболеть» и «заразиться» могут члены одной общины, семьи, но чаще это бывает с толпой.
Внушение и распространение в этой общности людей неких значимых идей (часто ложных), эмоциональное потрясение, подстрекание и «раскачивание» при помощи СМИ — условия, необходимые для возникновения массового психоза.
Примеров событий, похожих на массовый психоз, в истории человечества много, самое яркое — массовое самоубийство членов секты в Джонстауне в 1978 году, когда погибло более 900 человек.
Мнение психиатра
Массовый, или коллективный, психоз — известное явление, которое в психиатрии принято называть индуцированным психозом, а официальный диагноз звучит как «Индуцированное бредовое расстройство».
Подразумевается, что один психически больной член большой или малой группы индуцирует, то есть формирует бредовую убежденность в своих идеях у других, здоровых, людей.
При этом не исключены даже индуцированные — то есть вызванные искусственно — галлюцинации. Если индуктор устраняется, например, в результате госпитализации в стационар, бредовые переживания здоровых индуцированных проходят без лечения.
Сказка о рыбаке и рыбке
Пушкинский текст перекликается со сказкой братьев Гримм и рядом как европейских, так и азиатских сказок и преданий, отражающих интересный процесс: как человек, оказавшийся у власти или получивший ее хотя бы в небольшом количестве, хочет ее больше, больше и больше. До настоящего сумасшествия тут рукой подать, вот и у Пушкина старуха «вздурилась».
Что говорит сказка?
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Диагноз: мания величия?
Отличить бред величия от зазнайства и гордыни может только врач, но близкие могут заподозрить неладное, видя необычное поведение человека.
Мнение психиатра
Бред величия развивается при двух известных психических патологиях, занимающих почти всю сферу «большой» психиатрии: при параноидной шизофрении в конечной (парафренной) стадии ее развития, и при маниакально-депрессивном психозе (не так давно переименованным в биполярное аффективное расстройство), конечно же, — в его маниакальной фазе, в депрессивной — величие сменяется на не менее всепоглощающие идеи самоуничижения, вины и греховности.
Каждый слышал самые разнообразные истории о «Наполеонах», «Мессиях», «правителях вселенной» и подобных им обитателях психиатрических клиник.
Отличить бред величия от зазнайства и гордости, в принципе, не сложно — умопомешательство — вещь вполне реальная, сложнее обстоят дела с граничащими с патологией «сверхценными идеями».
Например, для юноши вполне нормально представлять себя в будущем лауреатом Нобелевской премии по науке или магнатом-мультимиллиардером, а девушке — супермоделью, затмевающей всех своих предшественниц, а бывает и... не нормально, и в этом уже действительно может разобраться только грамотный психиатр.
Сказка о молодильных яблоках и живой воде, о Коньке-Горбунке, о Федоте-стрельце
Старость — не радость, и страшнее всего стариться и умирать тем, у кого есть власть. Это ж не просто жизни лишишься — власти! В сказках омоложения жаждут всегда цари, и чтобы раздобыть чудесное средство anti-age, готовы жертвовать не только чужими Иванушками, но и родными детьми.
Что говорит сказка?
«Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть».
Диагноз: геронтофобия?
Ради молодости царю не жаль ни полцарства, ни родных сыновей. Причем он аж три раза посылал за чудесными яблоками — намерения его были более чем серьезными.
Этот же мотив помешательства на омоложении можно встретить в «Коньке-горбунке» Ершова в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — это сквозной мотив.
Геронтофобия — психическое расстройство, характеризующееся неприязнью к пожилым людям или боязнью собственного старения, страхом смерти от старости. Среди причин называют страх потерять красоту, нежелание стать обузой, страх одиночества, страх потерять статус (как раз царский случай).
Фобия сопровождается в том числе, физическими симптомами: затрудненным дыханием, скачками давления, повышенным потоотделением, а еще тревожностью, бессонницей и так далее. При развитии современной пластической хирургии геронтофобы часто многократно прибегают к ее услугам, а во времена Средневековья желание омолодиться приводило подчас к кровавым трагедиям — например, к кровопийству.
Мнение психиатра
Геронтофобия — это симптом невроза, никак не психическое заболевание. При геронтофобии боятся старости, при онкофобии — рака, при кардиофобии — инфаркта, при лиссофобии — шизофрении, при агорафобии — больших людных пространств, при клаустрофобии — закрытых помещений... перечень невротических страхов и опасений буквально бесконечен — до фобофобии — страха бояться и панфобии — страха перед всем.
Убежденность, что «за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой» и активные действия в этом направлении вполне могут свидетельствовать о грядущем старческом безумии — сенильном психозе и деменции (слабоумии), развивающихся большей частью по причине необратимых дегенеративных процессов в головном мозге.
Морозко
Замечательный фильм А. Роу по этой сказке в США вызвал бурное обсуждение на одном из крупных американских киносайтов. Людям, воспитанным на «американской мечте», непонятно возвеличивание героини, которая не перечит, когда ее везут в лес на съедение волкам, и лжет Морозко, что ей тепло, в то время как она умирает от холода.
Что говорит сказка?
«Тепло ль, тебе, девица?» — спрашивает Морозко. «Тепло, Морозушка, тепло, батюшка». Морозко еще и еще подмораживает и резюмирует: «Хорошая ты девица — неперечливая!»
Диагноз: виктимное поведение?
Понятие «виктимность», то есть склонность быть жертвой, критикуют и не принимают до конца во всем научном сообществе по этическим соображениям: нельзя обвинять жертву.
Сторонники теории виктимного поведения фактически признают жертву провокатором преступления — чаще всего домашнего насилия и изнасилований. Критики доказывают, что эта теория недопустима, потому что она находит объяснение насилию.
Тем не менее в жизни мы постоянно сталкиваемся с жертвами домашнего насилия, которые не заявляют на преступников; у каждого есть знакомые женщины, годами терпящие рукоприкладство мужей — «бьет — значит, любит», и очень часто это результат детских комплексов, обусловленных заниженной самооценкой.
Могла ли Настенька считать себя красивой или достойной счастья? Ответ на это мы видим в начале блестящей экранизации Роу: она появляется с заляпанным сажей лицом, с мешковиной вместо платка, мачеха таскает ее за косы и замазывает ей брови — и девочка не протестует. Превращение ее в счастливую невесту — чудо. В жизни так бывает нечасто, да и в фильме не показано, как развивались их отношения с мужем.
Мнение психиатра
Виктимное поведение в данном случае — точная характеристика и верное психологическое заключение, но медицинский психиатрический диагноз будет несколько иным, более грубым — «Садомазохизм».
Согласно действующей МКБ-10 (Международная классификация болезней 10 пересмотра), данное расстройство определяется как «Сексуальная тяга к действиям, которые связаны с причинением боли или вызыванием унижения и зависимости. Если индивид предпочитает быть объектом такой стимуляции, речь идет о мазохизме, если исполнителем ее, то о садизме. Часто индивид достигает сексуального возбуждения и от садистских, и от мазохистских действий».
Последняя фраза здесь особенно четко характеризует глубинные психологические особенности виктимного поведения — участники садомазохистских отношений склонны незаметно «меняться ролями», провоцируя друг друга на подсознательно желаемые реакции.
Читайте также о том, чем болели другие литературные герои.