Подтасовкой фактов часто пользуются политики и бизнесмены, напоминают специалисты. Однако «правдивая» ложь наносит не менее серьезный ущерб репутации, чем две другие известные разновидности обмана. Статья исследователей из Гарвардского университета (США) опубликована в журнале Journal of Personality and Social Psychology.
«Чаще всего говорят о двух видах лжи — активной, когда обман полностью построен на фальшивых утверждениях, и пассивной, когда некая информация просто умалчивается. А мы определили третий, очень распространенный вид лжи. Вместо того, чтобы оперировать ложными фактами, или скрывать информацию, «правдивые» лжецы для создания ложного впечатления активно привлекают правду», — пояснил ведущий автор исследования Тодд Роджерс (Todd Rogers).
Роджерс и его коллеги провели два исследования и шесть экспериментов, в которых приняли участие 1750 человек. Первое исследование подтвердило, что люди способны понимать, когда им «правдиво» лгут, и отделять этот вид обмана от двух других. Второе исследование показало, что подтасовка фактов — очень распространенный вид введения в заблуждение. В том, что они регулярно используют этот прием в ходе переговоров, признались больше половины слушателей продвинутого бизнес-курса в Гарвардской Школе бизнеса.
Эксперименты продемонстрировали, что в ситуации, когда нужно обмануть, люди предпочитают применять «правдивую», нежели активную, ложь, так как считают, что это более оправданно с этической точки зрения, ведь по сути они говорят правду. Однако когда обман раскрывается, ущерб репутации, наносимый «правдивой» ложью, столь же велик, как и при использовании активной лжи.
«Когда люди обнаруживали, что их партнер по переговорам в прошлом подтасовывал факты, они перестают ему доверять и не хотят иметь с ним никакого дела», — рассказал Роджерс.
Ранее ученые из Плимутского университета выяснили, что в экстремальных ситуациях люди склонны принимать сомнительные с точки зрения морали решения.