«Здоровье Mail.Ru» продолжает серию материалов о старении. Сегодня медицинский журналист Даша Саркисян рассказывает, что такое старческая деменция, чем ее лечить нельзя ни в коем случае, какие лекарства, напротив, необходимы, и как получить помощь пациентам из маленьких городов.
Но сначала — небольшой опрос.
Симптомы, которые списывают на возраст
Теперь приступим к делу. У человека можно заподозрить болезнь, если есть один или несколько симптомов:
- Память становится хуже: все сложнее запоминать что-либо, при этом человек хорошо помнит события, которые произошли в далеком прошлом.
- Появляются проблемы при планировании и выполнении повседневных дел — задач, состоящих из нескольких шагов. Человеку трудно придумать правильную последовательность действий, принимать решения, контролировать свое поведение, делать несколько дел одновременно, правильно расставлять приоритеты (это называется нарушением исполнительных функций).
Родственники замечают, что бабушка путается в цифрах и не может оплатить счет за воду, а на семейный обед внезапно готовит абсолютно несъедобное «фирменное блюдо». Или дедушка спускает все деньги на разрекламированную лотерею, а в другой день в +10 °C выходит в магазин в футболке.
«Люди обычно все это называют снижением памяти, — говорит невролог, заведующий стационаром „Юсуповской больницы“ Сергей Петров. — Но снижение памяти — это нарушение запоминания тех или иных событий. Если человек не может достичь какой-то цели, он забывает, зачем пошел на кухню или как оплатить счет, это не снижение памяти, а нарушение исполнительных функций».
- Человеку все сложнее подобрать слова, когда он говорит или пишет; он хуже воспринимает услышанное или прочитанное, поэтому может переспрашивать и не понимать с первого раза (нужно, конечно, отделять проблемы, связанные со слухом, от симптомов деменции.) Если бабушка забросила любимое чтение, а дедушка с грубыми искажениями пересказывает вам историю, которую вы слышали много раз, — насторожитесь.
- Нарушается внимание. Человека очень легко отвлечь. В комнате работает телевизор? Поддержать нормальный разговор не получится. Вы стоите у него за спиной и пытаетесь что-то обсудить? Шансы на успех тоже невелики: человеку всегда нужно на вас смотреть, чтобы общаться не отвлекаясь.
- Человеку трудно понять, что люди имеют в виду: он перестает распознавать эмоции, сарказм; может неуместно пошутить или, наоборот, не понять чью-то шутку, его легко обмануть. Конечно, все это должно быть в сравнении: если дедушка и раньше не отличался хорошим чувством юмора, то такие признаки отнести к симптомам нельзя.
- Человек становится неловким, у него нарушается координация, снижается реакция. Например, он может промахиваться мимо кружки, стоящей на столе, долго не попадает ключом в замочную скважину, бьется о дверные косяки. Здесь, опять же, важно сравнить с тем, что было раньше. По жизни неуклюжий человек останется таким до конца своих дней, как это ни печально.
Как поставить диагноз
Врач должен удостовериться, мешают ли человеку симптомы в повседневной жизни. Признаки деменции всегда более или менее одинаковы, несмотря на то, что это не одно заболевание, а может иметь разную природу, и, по сути, этот термин объединяет сразу несколько заболеваний: болезнь Альцгеймера (это 60–80% всех старческих деменций), лобно-височную деменцию (раньше она называлась «болезнь Пика»), сосудистая деменция, деменцию с тельцами Леви и деменцию на поздних стадиях болезни Паркинсона.
В каждом из этих случаев по тем или иным причинам нейроны постепенно погибают или начинают плохо работать. Это и вызывает все те изменения поведения и личности, которые со временем делают человека неузнаваемым.
Обычно деменция проявляется после 60 лет, и с возрастом риски только повышаются.
На более поздних стадиях возникают галлюцинации и бред.
Родственников должно насторожить, если человек периодически жалуется на то, что пропадают вещи. Часто в таких случаях бабушки и дедушки начинают вызывать полицию, и им нельзя объяснить, что никто ничего не крал.
Ситуация может доходить до абсурда. Например, человек говорит, что у него постоянно пропадают очки. Родственники их находят (но этот факт игнорируется), либо не находят (это может быть связано с тем, что люди с деменцией кладут вещи в неожиданные места — утюг в холодильник, еду — под подушку). И если посчитать, сколько очков уже «украли», по словам пациента, то получится несколько десятков. Иногда гнев обращается на кого-то из знакомых. Несмотря на то, что он даже не появлялся в доме, его снова и снова обвиняют в краже очков, тапочек, банок и других вещей.
Обычно такие проблемы списывают на возраст — но нет, это все совсем не нормально.
У здоровых пожилых людей в норме действительно может быть ухудшение кратковременной памяти, они плохо запоминают какую-то информацию: имена, адреса, новые слова, но, во-первых, такое состояние не прогрессирует, а во-вторых, это не особенно мешает повседневной жизни.
«Чаще всего изменения замечают родственники, — говорит Сергей Петров. — Но на начальных стадиях сам пациент может подумать: „Что-то со мной не так“. Обычно это бывает у больных с очень хорошим интеллектуальным уровнем. Надо сказать, пациенты могут отлично маскировать симптомы. Они что-то ощущают, но сами себе не признаются и скрывают признаки заболевания.
Я видел несколько пациентов уже на достаточно продвинутой стадии деменции, у которых внешне вроде бы все хорошо: они опрятно одеты, могут поддержать разговор на общие темы, и вы не поймете, что есть нарушения. Но стоит чуть-чуть копнуть — и вы увидите, что там полностью разваленные когнитивные функции».
Нужно ли людям после 60 лет регулярно раз в год ходить к неврологу и проверять, в норме ли память, внимание, мышление и другие когнитивные функции?
Врачи правда могут обнаружить зачатки деменции тогда, когда ни сам человек, ни окружающие еще ничего не замечают. Но при этом как-то существенно помочь пациенту нельзя, и единственное, что поменяется до того, как симптомы станут заметны неспециалистам, — человек раньше узнает о своем заболевании и проведет с этим знанием больше времени, чем мог бы.
Как лечить
Что делать, если вы заметили у себя или своего близкого симптомы деменции? Конечно, идти к врачу: диагноз позволит подобрать препараты, которые уменьшат выраженность проявлений болезни.
Идти лучше к неврологу, а не к психиатру, как принято в России. Психиатр нужен, когда заболевание зашло далеко и есть специфические нарушения — галлюцинации, бредовые мысли.
Желательно, чтобы пациент шел к врачу не один, а с тем человеком, который видел происходящие изменения, это поможет диагностике. Также лучше подготовить заранее список препаратов, которые человек принимает или принимал недавно.
Что будет происходить на приеме? Врач расспрашивает о симптомах, после чего проводит разные тесты — с их помощью оцениваются память, способность планировать, принимать решения, подбирать слова. Например, доктор попросит запомнить названия предметов и через некоторое время их повторить, нарисовать часы, назвать сегодняшнее число.
После тестирования когнитивных функций и сопоставления результатов с симптомами, которые беспокоят пациента или его родственников, врач сможет заподозрить или исключить деменцию. И, скорее всего, он в итоге отправит человека на дополнительные исследования (анализ крови, магнитно-резонансную томографию и др.).
Какие лекарства не подходят
В России есть большая проблема: «Болезнь Альцгеймера у нас очень часто обозначается терапевтами и неврологами как цереброваскулярная болезнь, или дисциркуляторная энцефалопатия, — поясняет Петров. — То есть считается, что это в первую очередь сосудистые поражения. Хотя они на самом деле бывают реже. И лекарства назначают неподходящие: например, ноотропы».
При болезни Альцгеймера, когда белок накапливается в тканях мозга (эти накопления называют амилоидными бляшками и нейрофибриллярными клубками), применяют два типа препаратов: ингибиторы холинэстеразы (донепезил, ривастигмин, галантамин) и антагонисты NMDA-рецепторов (мемантин). Они помогают нейронам поддерживать связь и защищают их от повреждений.
При сосудистой деменции, вызванной небольшими инсультами, самое главное — справиться с факторами риска, чтобы кровоток в мозге не нарушался так интенсивно. Для этого, если есть показания, применяются статины, препараты для нормализации давления, уровня сахара в крови и другие.
Если в обоих случаях назначить препараты с недоказанной эффективностью (к ним относятся ноотропы), человек останется без необходимого лечения.
В небольших городах, где узких специалистов немного, невелика вероятность найти грамотного невролога, который поставит верный диагноз и будет лечить подходящими препаратами. Сергей Петров в этом случае рекомендует находить возможность консультироваться с врачом удаленно, по Skype: «Для консультации при снижении памяти физический контакт необязателен», — считает он.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в России в 2015 году от болезни Альцгеймера умерли 1555 человек. В США это шестая по распространенности причина смерти, ежегодно в этой стране умирают несколько десятков тысяч людей с таким диагнозом (при численности населения всего в два раза большей, чем у нас).
Это не значит, что в Штатах деменция встречается гораздо чаще — просто у нас ее очень плохо диагностируют, а если диагностируют, то либо не лечат, считая, что это бесполезно, либо лечат не тем.
Без нормальной терапии довольно быстро меняется личность, появляются симптомы вроде агрессии, бреда, галлюцинаций, которые очень сильно осложняют жизнь родственникам. Деменция — большая беда для семьи. Она становится трагедией, если рядом нет грамотного врача.