Не болит
Отсутствие симптомов — не признак интимного благополучия. Некоторые инфекции могут оставаться незамеченным (внимание!) в течение жизни. Но менее заразными от этого они не становятся.
«Если 20–30 лет тому назад врачи говорили о некой триаде — сифилисе, гонорее, трихомониазе — то сегодня на пике скрытые, внутриклеточные, инфекции — хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз», — отмечает профессор Михаил Сокольщик, директор Клинического центра микрохирургии, реконструктивной и репродуктивной андрологии ФГУ Лечебно-реабилитационного Центра Минздрава.
В отличие от классической «триады» внутриклеточные инфекции в 60–80% случаев протекают абсолютно бессимптомно. И если женский организм обычно реагирует на возбудителя молочницей или циститом, то мужчины могут не замечать вредоносного присутствия долгие годы.
Возбудители способны поражать не только слизистую половых органов, но и носоглотки. Есть серьезные указания на то, что хламидии являются причиной коронаритов — воспалительных поражений внутренней выстилки коронарных сосудов. В молодом возрасте это может привести к коронарной недостаточности и инфаркту.
У меня — все отрицательно, у нее — положительно
От любых инфекций лечиться должны оба партнера. Даже если один из них здоров по всем показателям.
Все дело в иммунитете. Тот, у кого он слабее, имеет все шансы заразиться после первого незащищенного акта, в то время как более «сильный» партнер может оставаться неуязвимым долгое время. Как долго, и в какой момент иммунитет даст слабину, не скажет ни один врач.
Иммунная система в плане заражения венерическими заболеваниями имеет определяющее значение.
На состояние иммунитета влияют десятки факторов. В том числе — самые неожиданные.
Кому верить?
Можно долго обвинять «просроченные реагенты» и нерасторопных сотрудников, которые «опять все перепутали», но с уверенностью сказать, почему в одной лаборатории показатели отрицательные, а в другой — положительные, никак нельзя. Слишком много факторов влияет на результаты. В том числе пресловутые индивидуальные особенности пациента — сопутствующие заболевания, прием лекарств и так далее.
Есть некое промежуточное состояние иммунитета, когда достаточно сложно трактовать ситуацию: есть ли микроорганизм в организме или нет. Не всегда современные методы диагностики могут выловить конкретный микроорганизм — возбудителя того или иного инфекционного процесса.
Направление на повторные анализы не стоит воспринимать как несанкционированное вмешательство в свой карман. Настороженно стоит отнестись лишь к ситуациям, когда врач крайне настойчиво, без объяснения причин, рекомендует одну и ту же лабораторию.
«Хорошо, ПЦР не получилась, дальше идет посев биологической среды, где, возможно, находятся элементы этого микроорганизма или он сам. Далее — иммуноферментные методы. Но ни один из этих методов не имеет стопроцентную гарантию выявления. Диагностика — всегда расследование. И у некоторых пациентов это вызывает раздражение»,— резюмирует Рябов.
Пришел лечить одно — нашли другое
Заболевания, передающиеся половым путем — благодатная почва для развития других заболеваний.
«Допустим, женщина обращается с проблемами бесплодия, — приводит пример Михаил Сокольщик. — У бесплодия должна быть причина. Их тысячи. Но одна из них — это хламидийное поражение или уреаплазмоз, поскольку именно эти микроорганизмы поражают внутреннюю выстилку путей, где встречаются яйцеклетка и сперматозоид».
Подобные ситуации не редкость и для представителей сильной половины человечества.
Мужчины долгое время могут иметь скрытые инфекции, не долеченные, не выявленные. Это ведет к поражению семявыносящих протоков — так называемые обструкционные формы бесплодия. Надо выяснить, надо узнать, каков уровень напряжения иммунитета по отношению к ним. Да, это дополнительные анализы и время.
Если лечение не помогает
Не всегда то, что помогает друзьям- знакомым, поможет и вам. Это нужно понять и принять. Врачебная некомпетентность здесь ни при чем.
«Порой лечение скрытых инфекций, прошу заметить, обоснованного, комплексного лечения, все равно оставляет за собой серьезный след симптомов, и у пациента возникает впечатление, что его лечили неправильно», — считает Максим Рябов.
Инфекции может уже не быть, но развившиеся на ее фоне уретриты и циститы могут еще долго отравлять жизнь.
Арсенал средств для лечения не такой широкий, как кажется пациентам. Повторное назначение тех же самых препаратов — бессмысленно. Тогда назначается более длительное лечение уже другими препаратами часто с подключением физиотерапии.
«И опять у пациента, поскольку он на это тратит довольно много времени и средств, возникает напряжение от потаенной мысли: а не зарабатывают ли на мне не вполне праведным путем деньги?» — поясняет ситуацию Михаил Сокольщик.
Универсального плана действий, увы, не существует. Пациенту остается лишь полагаться на опыт специалиста. Хотя спорных моментов можно избежать, если изначально выстроить доверительные отношения с врачом, который разъяснит и обоснует выбранную тактику лечения.