Может ли душевнобольной стать обычным человеком?

Каждый второй житель Земли рискует получить психическое расстройство, по мнению Всемирной организации здравоохранения.
a06b10a3084171685f06caddf8f2f237.jpg
Источник: Lori.ru

Пока что 25% жителей планеты и 14% россиян нуждаются в психиатрической помощи. В 2013 году только по официальной статистике 4 миллиона россиян страдали психическими заболеваниями. В нашей стране, в отличие от многих других, общество пренебрежительно относится к людям с психическими расстройствами: большинство из них диагноз «вычеркивает» из социума, и «обычная» жизнь становится невозможной. Накануне Всемирного дня психического здоровья, который отмечают 10 октября, проект «Здоровье Mail.Ru» спросил у специалистов по реабилитации душевнобольных о том, меняется ли отношение к таким пациентам.

Надежда Попова, медицинский психолог:

«В понимании людей "психическая норма" — это некий общепринятый стереотип поведения, предсказуемость эмоциональных реакций и поступков. И в общем-то, это правильное определение. Я как психолог добавила бы еще в понятие нормы способность человека менять свое поведение при изменении внешних обстоятельств.

Парадоксально: с одной стороны, общество боится и отвергает психические расстройства, а с другой — боится и отвергает метод борьбы с ними. Я говорю о психиатрии как о направлении медицины.

К сожалению, после исторического этапа карательной психиатрии в России должно смениться не одно поколение, чтобы это направление воспринималось должным образом, а не как нечто страшное, что превращает человека в зомби и делает его неполноценным психически и физически.

"Диагноз" — неоднозначная и очень мощная вещь. Вот случай, который не дает мне покоя, хотя прошло уже 10 лет. Юноше поставили "шизофрению", во многом — со слов матери: она считала, что сын, родившись болезненным, испортил ей личную жизнь. Какие только ужасы она не рассказывала, по ее описанию можно было представить себе монстра. А я, занимаясь с мальчиком, видела глубоко несчастного, нелюбимого ребенка. На занятиях в группе, в индивидуальных беседах он отчаянно тянулся к принятию другими людьми.

Но — диагноз уже был поставлен. И дело не в якобы некомпетентности врачей, а в том, что уж очень убедительна была мама, описывая ненормальность сына. Озлобленный отношением матери, сын действительно был агрессивен по отношению к ней.

А дальше что? Госпитализация за госпитализацией, затем интернат, лишение дееспособности — и это всего в 25 лет! Чтобы изменить диагноз, кто-то должен был бы за это взяться — так и живет этот пациент в интернате без всякой перспективы на лучшее. А ведь мальчик прекрасно рисовал и мог бы стать настоящим художником.

Отношение общества к душевнобольным, безусловно, меняется. Хотя изменения еще невелики, но нельзя обесценивать то, что есть уже сейчас. Психологические службы в психиатрических больницах с  групповой и индивидуальной психотерапией, образовательными встречами для родственников и пациентов, экскурсиями, концертами, выставками, спортивными соревнованиями. Когда я рассказываю об этом людям, далеким от психиатрии, они не верят.

Да, пока мы отстаем от многих стран в этом вопросе, и многое делается неумело, но все же делается. На самом деле каждый может внести свой маленький вклад. Например, исключить из своего лексикона слова "псих", "психушка", "дурдом" и заменить их на "психиатрическая больница", "душевнобольной".

Андрей Бекетов, заведующий социально-психологической службой ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева:

«Люди, далекие от психиатрии, к сожалению, не могут объективно увидеть ситуацию. Данные, которые есть у них в распоряжении, часто далеки от научных фактов и реального положения вещей. Откуда человек узнает о подобных расстройствах и методах лечения? Сегодня тема психиатрии затронута во многих сферах искусства: в кино, в литературе, в изобразительном искусстве, но не каждый деятель искусства берется за основательное изучение вопроса.

В социальных сетях также никто не следит за достоверностью фактов. В СМИ часто говорят о правонарушениях, иногда и о жестоких преступлениях, совершенных людьми с особенностями психического развития. Понятие "нормы" психического здоровья формирует большинство не знакомых с психиатрией людей: нормой является все, что не нарушает принятого порядка вещей.

В литературе, кинематографе психиатрию часто представляют гротескно. Не вдаваясь в изучение реального положения вещей, авторы в меру своей фантазии используют представления о психиатрии как о символе страха, бесправия, издевательств и так далее.

Если говорить о том, что в обществе принято смеяться над "дураками", то речь, с моей точки зрения, идет о психологической защитной реакции. Страх собственного "сумасшествия" заставляет отстраняться или высмеивать те явления, которые этот страх провоцируют.

Сплошь и рядом возникают ситуации, когда люди уже поняли, что без медицинской помощи им не удастся справиться со своими проблемами, но до последнего не обращаются к профессионалам. Знахари, колдуны, целители, разного рода полупрофессионалы, но только не психиатрия. На вопрос: "Почему?" ответ примерно одинаков: "Вы же потом сообщите, что я получал помощь, и я больше никогда не устроюсь на работу или учебу, об этом узнают соседи и родственники, со мной перестанут общаться".

Ко мне обращались разные бизнесмены с одним и тем же вопросом: "Мой сотрудник лежал в психиатрической больнице. Как мне теперь его уволить?". Далеко не всегда  мне удавалось убедить человека не предпринимать таких попыток без необходимости.

Положительных изменений в отношении "инаких" людей я не замечаю, возможно, это субъективное мнение. Скорее, я вижу изменения в худшую сторону. Это касается, прежде всего, безответственных заявлений ответственных лиц. Глобально в мире ситуация примерно одинакова, и она не идеальна. Но в Европе она, безусловно, лучше, чем в нашей стране. Хотя история говорит о том, что Россия имеет огромный многовековой опыт принятия "инаких". Но к сожалению, это было очень давно».

Кристина Третьякова, член Российской арт-терапевтической ассоциации

«Отвержение (стигма) людей с психическими заболеваниями связана с непониманием их особенностей, это обусловлено однобокостью информирования общества. Понятие нормы психического здоровья расплывчато, его сложно ограничить. Устанавливает эти нормы общество, в котором сложился стереотип "другой — значит плохой". Это хорошо видно на примере гомосексуальности, которая еще не так давно была в списке психических заболеваний.
Более того, общество поощряет этот стереотип.

Гораздо проще и менее энергозатратно облегчить душу, высмеяв, оскорбив или унизив отличающегося от тебя человека, чем помочь ему, или хотя бы просто выразить сострадание.

Агрессия и смех могут быть причинами глубинного страха перед неизвестным или перед мыслью о том, что с тобой или твоими близкими может произойти то же самое. И все же положительные сдвиги в понимании проблемы есть. Люди с особенностями психического развития очень одарены творчески, и они могут выразить свою уникальность через разные виды творчества. Все больше интереса возникает к выставкам душевнобольных, не могу не упомянуть о "Театре Простодушных". Ну, и, конечно, есть еще такое мероприятие, зародившееся в стенах ПКБ № 1 — Московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития "Нить Ариадны", в котором участвуют пациенты со всей России и из других стран. Этот проект дает возможность посмотреть на "особенности" пациентов не с точки зрения диагноза, а с позиции художественной, культурной и общественной ценности, и тем самым развить толерантность к таким людям».

Наталия Зотова, руководитель Благотворительного фонда помощи родственникам душевнобольных
«Мне кажется, отношение общества к психически больным людям не становится лучше, хотя, казалось бы, сейчас об этом везде пишут и говорят. Но я расскажу на примере. Я хотела взять опеку над мальчиком, который стоит на учете в психоневрологическом диспансере. У него нет инвалидности, он умственно отсталый, но очень смышленый.

В интернате мальчик живет вместе со здоровыми детьми, и его просто травят. И даже учитель в спорной ситуации заметил: "Тебе надо в психушку".
Наталия Зотова
Руководитель Благотворительного фонда помощи родственникам душевнобольных

Таких примеров, к сожалению, тысячи. О чем это может говорить? О нетерпимости общества к таким людям. Да, у нас появляется много плакатов, сайтов, где написано, что психически больные люди должны интегрироваться в общество, нужно помогать им в этом. Но по сути призывы так и остаются словами — за редкими исключениями. Мне кажется, что главная проблема в том, что у нас до сих пор толком не учат, как именно нужно себя вести с душевнобольными. Много случаев, когда, например, родственники сами их провоцируют.

В то же время многие ресурсы пишут о том, как помочь людям с легкой степенью психических проблем, но не пишут о тяжелобольных. Мама в некоторых случаях даже не может сходить к зубному, ведь ей придется оставить ребенка в коридоре, где он начнет кричать или вести себя не так, как этого ожидают окружающие. В таких случаях очень нужны волонтеры. Но те, кто умеет обращаться с психически больными. Не кричать на них, а пытаться помочь. А для этого нужны консультации, лекции и семинары, но пока такого нет, что, конечно, грустно».

Понятие нормы в отношении психического состояния действительно неоднозначно. Многие психологи считают, что если человек испытывает душевный дискомфорт (даже, например, связанный со сменой погоды) — это уже повод обратиться за помощью, в первую очередь психологической.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.