Как правильно вызывать скорую

Вчера в Москве прошла церемония прощания с актером Дмитрием Марьяновым, скончавшимся в воскресенье. Вчера же в сети появилась запись разговора с диспетчером скорой помощи, которую ему вызывали.
Что говорить?
Куда звонить, если в помощи отказали?
Скорая или неотложка?
А полис нужен?
Правда жизни
Когда скорая не поможет
Что говорить?
Куда звонить, если в помощи отказали?
Скорая или неотложка?
А полис нужен?
Правда жизни
Когда скорая не поможет
Еще
7edf83d8c7d7619981c979468c91b5d5.jpeg
Источник: Reuters

На аудио слышно, что диспетчер скорой довольно жестко пытается установить причину вызова, а человек на другом конце провода не совсем четко отвечает на ее вопросы. Чтобы разобраться, в частности, виновата ли в смерти актера скорая, СК по Московской области возбудил уголовное дело. А мы вспомним правила вызова скорой помощи, которые нужно знать назубок.

Алгоритм вызова скорой надо знать так же хорошо, как и ее номер: 103 для городского и мобильного телефона, единый и бесплатный для всех операторов. Есть еще номер 112, он сработает, даже если баланс в минусе, SIM-карта заблокирована, или ее вовсе нет.

Что говорить?

  1. Запомните: что бы ни случилось, никаких слез, истерик и сумбура. Это затягивает разговор, а следовательно, прибытие необходимой помощи.
  2. Не стоит преувеличивать симптомы. «Лежит, пылает, весь сине-белый»— не означает, что через 3 минуты к вам в дом ворвутся врачи с носилками. Наоборот. Диспетчер может заподозрить некое преувеличение с вашей стороны. Вы даже не представляете, сколько экзальтированных пациентов с головной болью, давлением и вздутием живота каждый день требуют немедленной госпитализации, словно жить им осталось считанные минуты. В результате доктор из трех имеющихся вызовов выберет сначала первые два (более адекватные), а потом уже ваш. 
  3.  Преуменьшать и замалчивать обстоятельства тоже не стоит. Досконально опишите, что и где болит, характер боли (ноющая, стреляющая, колющая, режущая, тянущая, тупая), сопутствующие симптомы (испарина, учащенное дыхание, сердцебиение, бледность и так далее).

Помните, что диспетчер заполняет анкету и задает вопросы в определенном порядке — будьте готовы отвечать последовательно. После подробного изложения спросите у диспетчера, что делать до приезда врача. Ведь состояние, пока скорая стоит в пробке, может ухудшиться. Вы можете попросить назвать номер наряда — в случае если при общении с врачами возникнут проблемы, эта информация будет полезной.

И еще. Если вместо диспетчера вам отвечает вежливый автоответчик, ни в коем случае не бросайте трубку. Звонки автоматически ставятся в очередь, и перезванивая, вы оказываетесь в ее конце.

Разговаривая с диспетчером, будьте готовы ответить на следующие вопросы:

  • Что случилось (ответьте максимально полно на вопросы диспетчера). Это поможет определить какая бригада (скорой или неотложной помощи) вам нужна,
  • номер телефона, с которого вы звоните,
  • адрес, где находится больной (в случаях нахождения больного на улице, необходимо указать четкие ориентиры; в случаях вызова в квартиру указать: место ближайшего заезда к дому, номер подъезда, этажа, кодового замка),
  • фамилию, имя, отчество (если известно),
  • дату рождения (если известно) или возраст пациента,
  • фамилию вызывающего.

Куда звонить, если в помощи отказали?

В полицию. Отказ медицинских сотрудников направить к вам бригаду прописан в Уголовном Кодексе РФ: статья 124 — «Неоказание помощи больному», или статья 125 — «Оставление в опасности». Угроза уголовного наказания обычно дисциплинирует медработников.

Также можно звонить на горячую линию регионального Департамента здравоохранения, номер московской горячей линии: 8 (499) 251-83-00 (круглосуточно). Кроме того, можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения по телефону 8-800-500-18-35 или в Министерство здравоохранения по телефону горячей линии 8-800-200-03-89.

Если диспетчер не отказывается, но и не торопится направлять к вам бригаду, напомните все о тех же 124 и 125 статьях. Разговоры на подстанциях обычно записываются, и при наличии инцидента ответственность может лечь и на диспетчера, и на врача.

Источник: AP 2017

Скорая или неотложка?

Скорая помощь разделена на «экстренную» и «неотложную». Отделения неотложной помощи были созданы при поликлиниках для того, чтобы разгрузить скорую. Вызываются они по одному и тому же номеру — 103.

Скорая ездит по экстренным вызовам (ДТП, несчастные случаи, травмы, потери сознания, ухудшение психического состояния). К беременным и рожающим в общественных местах тоже выезжает она.

Неотложная помощь приезжает домой, если нет угрозы жизни, пациента не надо везти в больницу. Задача — помочь при обострении хронических заболеваний, гриппе и ОРВИ, головокружении, невралгии, затрудненном дыхании (кроме астмы) и так далее.

«Экстренная» помощь приезжает максимум в течение 20 минут. «Неотложная» — в течение двух часов. Решение, какую бригаду к вам направить, принимает диспетчер. Приехав на место, врач может обнаружить, что ситуация более тяжелая, чем считалось ранее. В этом случае он должен вызвать экстренную бригаду, которая госпитализирует пациента.

А полис нужен?

Скорую медицинскую помощь оказывают всем: вне зависимости от регистрации, гражданства, возраста наличия или отсутствия страхового полиса. Конечно, лучше иметь при себе хотя бы какие-то документы (врач бригады обязан записать ваши данные), однако их отсутствие не может служить основанием для отказа.

На сайте службы скорой и неотложной медицинской помощи в Москве так и сказано: «Отсутствие паспорта или страхового полиса ОМС не повлияет на выбор тактики, объем и качество оказания медицинской помощи».

Правда жизни

Да, врачи не снимают обувь. С этим надо смириться, заранее подготовить бахилы и убрать дорогие ковры. Расшнуровать ботинки, расстегнуть обувь, а потом застегнуть и зашнуроваться обратно — это драгоценные минуты. Помножьте на количество вызовов и посчитайте, сколько времени может быть потеряно. А ведь где-то такой же пациент, как и вы, ждет помощи.

И еще один важный момент, связанный с транспортировкой лежачих больных. Чтобы донести человека до машины, нужно 4 человека. В бригаде такого количества людей часто нет. Водитель не имеет права покидать машину, так как отвечает за оборудование. Поэтому поиском добровольцев стоит озаботиться заранее. Позвоните родственникам, привлеките соседей — вряд ли вам откажут, ведь в такой ситуации может оказаться каждый.  

Когда скорая не поможет

Нужно понимать, что в обязанности врачей скорой помощи не входит плановое лечение (например, поставить капельницу или сделать укол), стоматологическая помощь. Также скорая не дает справочную информацию, не выписывает справки и больничные.

Это основные рекомендации, которые помогут сохранить нервы и здоровье. Надеемся, эта информация поможет вам сориентироваться в сложной ситуации, не стать жертвой врачебной ошибки, или вообще не пригодится.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.