Найти равновесие
Окружающий мир регулярно сбивает внутренний баланс — внимание нужно фокусировать то на одном, то на другом, постоянно меняются эмоции, все время нужно с кем-то взаимодействовать. В информационной чехарде сложно сохранять спокойствие и не обесценивать отношения, родственные, дружеские, деловые. Чтобы не тратить эмоции тогда, когда этого делать не стоит, необходимо в первую очередь уметь упорядочивать, отличать главное от второстепенного и посмотреть на ситуацию со стороны. Все это помогает контролировать общение и не поддаваться на провокации. Не забывайте, что человеком, вышедшим из себя, проще манипулировать, что особенно опасно на работе.
Самоучитель терпения
Если вы хотите, чтобы общение прошло гладко, настройтесь на то, что оно будет продуктивным и приятным. Начните с физического комфорта: займите удобное и устойчивое положение стоя или сидя — найдите равновесие. Держите важные тезисы в голове или запишите их, а если вас провоцируют на эмоциональную реакцию — найдите вокруг предмет, символизирующий для вас уравновешенность, либо выберите точку в пространстве и концентрируйтесь на ней.
Не забывайте, что любой разговор (даже самый сложный и неприятный) лучше вести с позиции примирения, а не ссоры. Повторяйте про себя, что вы хотите наладить с собеседником диалог, остаться с ним в контакте, не хотите недопониманий и обид. Даже если в силу характера собеседника или ваших отношений с ним взаимодействие похоже на борьбу, старайтесь прийти к компромиссу, пусть это будет главной целью.
Не секрет: люди могут не понимать, не доверять и не соглашаться с вами — это нужно принять и научиться жить с этим. Кроме того, у каждого есть право на ошибку, и это не повод не уважать собеседника. Вы также можете ошибиться — поэтому необходимо учиться, самосовершенствоваться, уважать себя и свои ошибки.
Поскольку скорость восприятия и реакции индивидуальна, необходимо научиться говорить с каждым на его языке. Старайтесь не допускать недопониманий и многозначности, смысл ваших слов должен быть предельно ясен. Не проецируйте свои мысли, желания и чувства на собеседника — как можно чаще употребляйте местоимение «я», а не «ты» («я недостаточно ясно выразился», а не «ты меня не понял»).
Стремитесь общаться на равных, быть на одной волне с вашим собеседником — в этом случае и практическая информация воспринимается быстрее, и общение в целом комфортнее. Вообще умение чувствовать собеседника выручает в любой ситуации. Разговаривайте с позиции «взрослого», обращайтесь к зрелой части личности — это помогает избежать лишних оценок и стереотипного восприятия.
Найти и обезвредить
Главное испытание терпения — это общение с людьми, которые не способны контролировать свою агрессию, вербальную и невербальную. Обычно они сами начинают конфликт или устраивают скандал. В случае, если агрессор провоцирует вас на конфликт, лучшим решением будет избежать столкновения, а также игнорировать обвинения. Такие люди ищут слабые места «противника» и беззастенчиво бьют именно по ним. Есть и другой тип агрессоров: они действуют за спиной или бросают непонятные обвинения вам вслед. Не поддавайтесь — они стараются влиять на ваше чувство ответственности и навязывают вам чувство вины.
Ни в коем случае не платите обидчику той же монетой — не переходите на личные оскорбления, не повышайте голос и не используйте в качестве аргументов расхожие фразы. Используйте только обоснованные доводы — таким образом вы сделаете ваше положение более выгодным.
Главное для развития терпения — уверенность в себе. Уверенный в себе человек способен сохранять спокойствие, вести конструктивный диалог, а также извлекать уроки из общения. Терпение — это не врожденное свойство, его можно развить. Для этого необходимо постоянно тренироваться.
Если избежать конфликта не удалось, главное — вовремя помириться.