Психолог рассказал, как настроиться на новую работу

Как избежать «синдрома новичка», выстроить хорошие отношения с коллегами и почувствовать себя на своем месте — 10 простых шагов для легкой адаптации в новом коллективе.
Екатерина Мазеина
Автор материала
Что же делать?
Что же делать?
Еще
d7a84630-6deb-4c2a-8e15-c91c3dbbb5e4.jpg
Источник: unsplash.com/CC 0

Врач-психолог, медицинский психолог «СМ-Клиника» Любовь Крушинских рассказала Здоровью Mail.ru, о чем стоит подумать перед выходом на новую работу. 

Выход на новую работу часто сопровождается волнением, иногда даже паникой и тревогой. Мы постоянно думаем и переживаем, как выстроить новые отношения, справиться с новыми задачами или их объемом, о том, какое впечатление мы произведем на начальство и окружение и т.д. Включается так называемый синдром новичка.

Что же делать?

1. Вспомните свои первые опыты вхождения в новое пространство и коллектив: детский сад, первый класс, 10 класс, институт, первая работа. Раз вы уже здесь, значит, вы со всеми предыдущими этапами своей жизни справились. Важно отовсюду извлечь позитивный опыт, даже из негативных событий.

2. Мы зависим от внешней оценки и часто ждем отрицательных и недовольных взглядов от начальства, ждем, что нас обязательно будут ругать или критиковать. Давайте посмотрим, а от кого мы часто получали эту негативную обратную связь — от родителей, учителей, предыдущих работодателей.

Важно разделить эти старые ощущения и новую ситуацию: «Алексей Васильевич — не мой папа и не мой учитель, он совсем другой человек, а я уже не то юное создание, кто не делал домашки или ничего не понимал.

Внимательно рассмотрите, какие у вас есть ценности и достоинства: может быть, вы и правда чего-то не знаете или не умеете, но у вас, например, есть уникальная способность к быстрому обучению и большое желание приобретать новые навыки. 

3. Если это не первая работа, стоит извлечь свой уникальный опыт: чему вы научились в профессиональном плане, какой вы сотрудник, можно ли на вас положиться, ответственный ли вы или нет, коммуникабельный или нет и т.д. Постарайтесь составить список своих знаний и навыков.

4. Подведите итоги того этапа вашей жизни: что вы дали прошлой работе, что получили от нее, что вы дали коллективу и получили взамен. Каким был этот опыт и каким были вы? Для чего сейчас происходит смена работы?

«Что за глупости» — скажете вы? Зачем все так усложнять, и задавать подобные вопросы?

Можно, конечно, и не задавать, а просто плыть по течению, но если вы хотите сами добиться роста и развития, все-таки стоит подвести некоторые итоги.

5. Очень важно отпустить старое место работы, если были какие-то конфликты или что-то не получилось, отпустить и обиды, если они были. Отпустить все ваши ожидания, особенно те, которые не осуществились: может, они были завышенные или не совсем адекватные данной ситуации, может, их осуществление зависело не от вас в большей степени.

6. Стоит поблагодарить и предыдущую работу, и себя, и коллег, и все ваше окружение за тот опыт, который вы приобрели, за совместное время, за то, каким вы себя узнали и увидели в этих отношениях.

7. Теперь, когда вы подвели итоги прошлому вашему жизненному периоду, связанному с предыдущей работой, можно задать себе новые вопросы: а чего я хочу от себя на новом месте? Какие условия работы мне нужны? С чем я могу мириться, а с чем нет?

Каким компетенциям хочу научиться или какие способности развить? Что я хочу дать новой своей работе, компании и окружающим меня людям?

8. В период адаптации не нужно требовать от себя многого. Вы новичок и не можете знать все. Старайтесь задавать вопросы, наблюдать за тем, как все здесь устроено, какие действуют правила и порядки. Ведь вы приходите в новый мир, это как бы новое государство для вас. Если это в принципе новая область, вы можете попросить себе на некоторое время наставника.

9. Если вы испытываете тревогу или страх, важно понять, с чем он связан: с приходом на новое место или с чем-то из вашего прошлого? В любом случае, важно найти для себя несколько (от 3 до 5) приятных моментов на новом месте: цвет стен, устройство рабочего места, улыбки и радушие коллег.

Найти то, что нравится глазу и говорит о безопасности этого пространства.

Может быть, вы привнесете в это пространство что-то свое, что поможет вам обрести здесь «островок спокойствия».

10. Старайтесь больше общаться с коллегами, будьте открыты новому опыту. Для вдохновения посмотрите фильмы:

  • «В погоне за счастьем»,
  • «Дьявол носит Prada»,
  • «Терминал»,
  • «Мне бы в небо».
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.