ХБП диагностируют в случае повреждения почек или снижения их функции в течение трех и более месяцев. Кроме того, она может стать причиной другого заболевания — вторичного гиперпаратиреоза, при котором соли кальция начинают откладываться на стенках сосудов, а риск инфаркта увеличивается в 25-30 раз.
«Сегодня лишь один из тридцати россиян с почечными нарушениями доживает до момента, когда почки перестают справляться со своими функциями и требуется заместительная терапия методами диализа (искусственная почка) или трансплантации. Остальные умирают от инфарктов и инсультов. Пока наша модель здравоохранения нацелена на то, чтобы обеспечить лечение доживших до диализа пациентов», – пояснил главный нефролог Минздрава Евгений Шилов.
Как рассказал проекту «Здоровье Mail.Ru» кандидат медицинских наук, заведующий отделением гемодиализа ФГУ ЦКБ УД Президента РФ Алексей Денисов, почечная недостаточность может развиться в результате некоторых острых заболеваний (например, при геморагической лихорадке с почечным синдромом) и даже токсических поражений – это называется острой почечной недостаточностью. Согласно статистике, в развитых странах появляется 200 таких случаев на миллион населения в год, и Россия не исключение.
«Бывает и так, что почечная недостаточность появляется в результате долгой болезни, когда почки постепенно теряют способность очищать организм. Так развивается хроническая почечная недостаточность», — рассказал Денисов. В случае своевременного выявления болезни от постановки диагноза до начала применения гемодиализа может пройти 10-15 лет, в течение которых пациенту, чтобы чувствовать себя хорошо, необходимо соблюдать диету и принимать назначенные врачом лекарства.
Если почки не справляются со своей работой, то пациенту назначают диализ, а впоследствии включают в очередь на пересадку органа. В России, как и во всем мире, много пациентов с почечной недостаточностью, нуждающихся в гемодиализе – в развитых индустриальных странах это один человек из тысячи, приводит статистику Денисов. К сожалению, многие пациенты с ХБП не подозревают о наличии проблемы и возможных методах помощи.
В нашей стране работает более 300 диализных центров, но мест в них не хватает. «Этот дефицит сейчас все же не столь тяжел, как еще года три назад. Правда, это слабое утешение для того, кто ждет своей очереди», — считает заведующий отделением гемодиализа.
По словам Денисова, основные проблемы этой отрасли медицины — дефицит нефрологов и медицинских сестер, подготовленных для работы в этой сложной области; уже упоминавшаяся нехватка денег, плохое снабжение необходимыми медикаментами, которые тоже дорого стоят.
Отделение гемодиализа ГКБ № 52 г. Москвы. Фото: «Здоровье Mail.Ru».
Это врачебная часть проблемы. Но существует и другая, пациентская сторона: мало кто из людей, страдающих почечными заболеваниями, догадывается об этом. «В Москве 60-70% пациентов, начинающих заместительную почечную терапию, начинают ее в реанимации. Каждый день я вижу людей, которые впервые узнают о заболевании своих почек именно там, — подчеркнул главный нефролог столицы Олег Котенко. – Как правило, к этому моменту они уже имеют тяжелые осложнения ХБП – анемию, нарушения фосфорно-кальциевого обмена и сердечно-сосудистые заболевания, – которые в дальнейшем на диализе или после трансплантации оборачиваются серьезными проблемами для самого пациента и дополнительной нагрузкой на наше здравоохранение».
Восстановить работу больных почек нельзя, но, начав лечение болезни вовремя, удается отсрочить диализ или пересадку почки. Такая отсрочка полезна не только для пациента, качество жизни которого сохраняется, но и для государства: если сто больных начнут посещать диализный центр на год позже, это сэкономит 35 миллионов рублей (что примерно равно годичному содержанию диализного центра).
Аппарат искусственная почка; отделение гемодиализа ГКБ № 52. Фото: «Здоровье Mail.Ru».
Диализ – процедура, призванная выполнять то, с чем не справляются почки – очищать кровь от ядовитых продуктов обмена веществ. Различают два вида процедуры – гемодиализ и перитонеальный диализ. Первая процедура, рассказывает Алексей Денисов, проводится в специализированном центре на аппарате искусственной почки: кровь пациента проходит через диализный фильтр (полупроницаемую мембрану, омываемую с другой стороны специальным раствором). В большинстве таких устройств раствор поступает со скоростью 0,5 литра в минуту в направлении, обратном току крови. По составу он, как правило, похож на жидкую часть плазмы крови. Полное очищение крови занимает четыре часа и проводится не менее трех раз в неделю.
Пациент на процедуре гемодиализа; отделение гемодиализа ГКБ № 52. Фото: «Здоровье Mail.Ru».
При перитонеальном диализе очищение организма происходит за счет введения диализирующего раствора в брюшную полость пациента. «Такая процедура должна выполняться ежедневно: пациент самостоятельно четыре раза в день сливает из брюшной полости раствор, уносящий с собой токсические продукты обмена веществ, и вливает в туда новую порцию стерильной жидкости», — подчеркнул Денисов. Каждое такое «перемещение» токсинов из крови в диализирующий раствор занимает около 20-30 минут. Есть и более комфортная модификация перитонеального диализа, когда вся циркуляция жидкости выполняется автоматически, ночью, во время сна.
«Оба метода позволяют пациенту чувствовать себя хорошо, вести активный образ жизни. Многие наши пациенты работают, учатся, воспитывают детей и внуков, путешествуют», — поделился заведующий отделением гемодиализа.
Отделение гемодиализа ГКБ № 52. Фото: «Здоровье Mail.Ru».
Применение искусственных методов очищения крови стоит довольно дорого: в России на эти цели ежегодно выделяется 24 миллиарда рублей, но этих средств все равно не хватает. «Все упирается в деньги. Точнее, в их нехватку. Часто забывается, что диализ – это не только процедура, это еще и целый комплекс лечебных мероприятий, которые должны уберечь пациентов от тяжелых осложнений хронической почечной недостаточности и катастрофического снижения качества жизни», — сетует Алексей Денисов.
Полупроницаемая мембрана аппарата искусственная почка; отделение гемодиализа ГКБ № 52. Фото: «Здоровье Mail.Ru».
По мнению врачей, помочь предотвратить развитие хронической болезни почек могут как сами пациенты (здоровый образ жизни), так и медики, наблюдающие людей из группы риска – терапевты, кардиологи и эндокринологи. Именно эти врачи могут первыми распознать признаки болезни почек и отправить пациента к нефрологу.
Помещение водоподготовки; отделение гемодиализа ГКБ № 52. Фото: «Здоровье Mail.Ru».