Сейчас Елена Ульмасбаева находится в Пуне, в Институте йоги Айенгара. Поэтому ее сегодняшняя ее колонка посвящена впечатлениям от Индии и, конечно же, практике йоги.
Первый раз я попала в Индию 14 лет назад. Я и еще несколько русских приехали заниматься в Институт йоги Айенгара в город Пуна, расположенный примерно в двухстах километрах от Мумбаи. Тогда еще не построили новую дорогу, и иногда путь от аэропорта до Пуны занимал не положенные 2,5-3 часа, а 5-6 или даже больше. На горном участке дороги случались аварии, огромные фуры, заваливаясь набок, преграждали движение, и приходилось долго ждать, особенно в сезон дождей.
Первое впечатление от Индии - культурный шок. Все абсолютно другое: запахи, цвета, звуки. Все очень громко, ярко, резко. Люди чрезвычайно приветливы, все время улыбаются, готовы во всем помочь.
И вот я опять в очередной раз в Пуне. Я была в течение этих 14 лет здесь раз семь и наблюдала, как постепенно здесь все меняется. Построили новую дорогу. Индусы стали заметно меньше улыбаться, они держатся, как и раньше, с большим достоинством (особенно женщины), но не так приветливы, как когда-то.
Жизнь в Пуне заметно подорожала. Население увеличилось в два раза, как минимум. Город стал чище (по индийским стандартам), нищих почти нет. Все больше строится новых современных домов, торговых центров. Все больше молодых людей, юношей и девушек, носят современную одежду западного стиля, а не традиционные пенджаби и сари (очень жаль, потому что эта одежда необыкновенно красива). В общем, находясь здесь, уже не чувствуешь, что находишься на другой планете.
Но когда попадаешь в Институт, как будто и не было этих 14 лет. Все тот же зал для занятий, те же люди, которые ходят заниматься и ассистировать в медицинские классы. А главное - это Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгар, все такой же величественный, в прекрасной физической форме, поражающий учеников ясностью и быстротой ума в свои 92 года.
Каждый раз, когда я приезжаю сюда, я узнаю что-то новое, ведь учение развивается, наш учитель в постоянном поиске. Ученики, которые стекаются к нему со всего мира (многие из них приезжают уже не один десяток лет) и возвращаются в свои страны, несут учение дальше, обучая своих учеников. Таким образом, метод Айенгара распространяется по миру, привлекая все больше последователей.
Йогу Айенгара называют самой физиологичной йогой, но наш Учитель, как мне кажется, не очень согласен с этим определением. Он настаивает на том, что тело является лишь инструментом, помогающим развить осознанность, научиться пребывать в настоящем, успокаивая колебания ума. Выполнение асан (йогических поз, иногда довольно трудных) и пранаямы (дыхательных упражнений), является основной практикой в классе, но по мере того как приходит опыт, восприятие становится более тонким, и практика постепенно становится менее "физической", переходя на более тонкие структуры нашего тела. Например, если в начале просто напрягаются мышцы, часто даже те, о существовании которых вы и не подозревали, то через какое-то время становиться возможным убрать мышечное напряжение и наблюдать, какой эффект это оказывает на состояние ума.
Часто меня спрашивают, что мне нравиться больше всего в Пуне? Конечно, мне нравиться ходить заниматься в Институт, но так же мне очень нравиться брать уроки индийской кулинарии, ходить в пенджаби и в сари, носить браслеты на обеих руках, как это здесь принято. Я люблю общаться с местными людьми, узнавать их культуру, понимать, как они живут.
Но когда меня спрашивают, хотела бы я здесь остаться, я отвечаю - нет. Мне нравится сюда приезжать, но мои корни и моя жизнь в России.