Переломы случались с людьми во все времена, а способы восстановления после таких травм использовались самые разные. Нашим далеким предкам и не снились те достижения науки, которые есть в арсенале современных врачей, но и они не игнорировали переломы и пытались помочь пациентам. Рассказываем о том, как лечили переломы в разные времена.
Древние врачеватели: первые шины и первые методики
Один из важнейших для истории медицины документов — папирус Эдвина Смита, в котором изложена информация о лечении многих заболеваний, в том числе рассказывается о том, что делать при переломах. Один из вариантов — использование фиксирующей повязки с медом и квасцами. Не знаем, был ли метод эффективным, то точно применялся.
В 1903 году археологи, ведущие раскопки в 100 км от Луксора, обнаружили кости, которые совершенно точно пытались срастить искусственным путем. Бедренная кость принадлежала подростку со сложным переломом: вокруг места повреждения были прикреплены 4 деревянных дощечки, каждая из которых была обернута льняной тканью. По всей вероятности, пациент умер еще до того, как кости начали срастаться.
Второй — открытый перелом костей предплечья, который пытались лечить по той же схеме, фиксируя кости в нужном положении с помощью деревянных «шин». Дополнительно в месте перелома находился лист финиковой пальмы — его могли положить к ране для остановки кровотечения или снятия болевых ощущений. Усилия древнеегипетских врачей и в этом случае оказались напрасными — пациент тоже умер до того, как кости срослись.
Шины из дерева для фиксации сломанных костей в определенном положении использовались не только в Древнем Египте — их применяли в Китае, Древнем Риме и Древней Греции. А арабский врач Абу-ль-Касим аз-Захрави, живший на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий, и вовсе стал основоположником современной хирургии, написав на эту тему 30-томную «энциклопедию». О лечении переломов в ней он тоже рассказывает, предлагая действовать поэтапно: скорректировать изгибы в месте перелома с помощью кусков ткани, наложить повязку, уходящую в обе стороны от перелома, вырезать подходящую по размеру шину из стебля тростника и наложить ее для фиксации.
Другой арабский специалист — Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази — был первым, кто предложил использовать некоторое подобие современного гипса.
Для создания фиксирующей смеси по его рецепту нужно было использовать известь и яичный белок. Со временем смесь становилась «твердой как камень», а снимать ее нужно было только после полного заживления.
В дальнейшем смесь меняла свой состав, но яичный белок оставался одним из основных ее компонентов вплоть до XIX века.
Средневековье: иммобилизация и реабилитация
Шло время, врачи все больше погружались в анатомию, все лучше понимали, как устроен человек и что происходит с его организмом. Однако пока у врачей и ученых не было практически никаких устройств, используя которые, можно было бы поставить диагноз, вовремя обнаружить осложнение. Методик и протоколов, которые сейчас есть в арсенале врачей, также почти не было — делались лишь первые попытки придумать хоть какие-то рекомендации, на которые можно будет ориентироваться при лечении.
Одно из руководств, дошедших до наших дней: написанная в XIV веке фламандским врачом Яном Иперманом книга «Хирургия». Среди прочих рекомендаций там описана и методика, которую нужно было применять для лечения переломов. Пациента нужно было зафиксировать — для этого врач просто садился на бедолагу верхом — после чего, предварительно ощупав место травмы, резко вправить фрагменты костей на место. Ни о какой анестезии никто не задумывался.
На этом, впрочем, лечение не заканчивалось, ведь нужно было еще обеспечить неподвижность поврежденной конечности. В этом случае подход был сугубо индивидуальным: плотник делал деревянный ящик, который «надевался» на руку или ногу и фиксировался с помощью бандажей и веревок. Пациент должен был оставаться в покое несколько недель, впрочем, двигаться с этой конструкцией было сложновато.
Несколько усовершенствовал технологию Ганс фон Герсдорф в 1517 году: неудобный ящик он заменил на множество палочек-колышков, связанных между собой. Этот каркас фиксировал кости в месте перелома, но все же обеспечивал пациенту некоторую мобильность.
Кстати, именно тогда стали говорить о важности не просто сращения костей, но и реабилитации после переломов.
Для этого пытались поддерживать мышцы поврежденных конечностей в тонусе: Герсдорф сконструировал для этих целей специальное приспособление, с помощью которого можно было сгибать и разгибать ногу.
Медицина двигалась вперед, однако большинство открытий и изобретений все же касались лечения переломов конечностей. Пациенты, сломавшие бедра, тазовые кости или позвоночник, фактически были обречены на то, чтобы остаться калеками. И то при благоприятном стечении обстоятельств.
XIX век: открытия, изменившие медицину
Лечить открытые переломы до середины XIX века было практически невозможно. Успех зависел не от искусности врача, а скорее от удачливости пациента. Место повреждения становилось очагом инфекции, бороться с которой не умели — врачи просто ампутировали конечность. Условия, в которых проводилась такая операция, были далеки от стерильных, часто ампутация только усугубляла ситуацию, вызывая сепсис и летальный исход. Впрочем, часто пациенты умирали просто от болевого шока, связанного с ампутацией, — почти никаких методов обезболивания тогда не было.
К XIX веку относятся сразу три важнейших изобретения, которые полностью изменили медицину и спасли тысячи жизней. Англичанин Роберт Листон в 1846 году провел первую операцию под наркозом, усыпив пациентку с помощью эфира — в дальнейшем анестезию начали использовать все чаще.
С 1865 года в хирургию пришла антисептика: Джозеф Листер опубликовал и внедрил рекомендации, которые помогли снизить риск инфицирования ран. Британский врач советовал медикам мыть руки перед операцией, обрабатывать медицинские инструменты и кожу пациента перед хирургическим вмешательством. Это позволило серьезно сократить количество послеоперационных осложнений.
И, наконец, открытие рентгеновского излучения — это произошло в 1895 году — стало и вовсе прорывом. Теперь врачи могли видеть пациента буквально «насквозь», понимали, в чем особенность перелома и как лучше с ним справляться.
Важными оказались и другие инновации, среди которых внедрение принципов остеосинтеза в 1886 году, а также начало использования штифтов и других конструкций, которое относится уже к началу XX века.
С ними стало проще реконструировать кости при осколочных переломах, а пациенты, получившие их, имели больше шансов восстановиться. Двадцатый век также принес антибиотики, применение которых свело к минимуму шансы на развитие бактериальных инфекций, которые часто возникали при открытых переломах.
Читайте также: Как и чем лечили боль в древности