Известно, что материнский стресс во время беременности и в первое время после родов может негативно сказываться на психике ребенка в течение всей его жизни. Отдаленные последствия тех несчастий и невзгод, с которыми сталкивалась женщина, и того психического состояния, в котором она находилась, способны проявиться у ее детей спустя многие годы. Считается, что неблагоприятные условия, в которые проходили ранние годы человека, ответственны примерно за треть всех психических заболеваний в мире.
Исследователей из Массачусетской больницы общей практики и Гарвардского университета (США) интересовало, существуют ли особенно чувствительные к материнскому стрессу периоды в развитии ребенка, когда неблагоприятные факторы наносят ему максимальный вред. Однако биомаркеры (биологические характеристики), позволяющие дать точный ответ на этот вопрос, до сих пор были неизвестны.
Эрин Данн (Erin C. Dunn) и ее коллеги предположили, что такими биомаркерами могут служить молочные зубы.
Дело в том, что слои зубной эмали аналогичны годовым кольцам у деревьев, по которым можно отследить не только их возраст, но и все благоприятные и неблагоприятные воздействия, которым они подвергались.
Факторы стресса: плохое питание, болезни, психические травмы — влияют на формирование эмали и отражаются на ее линиях роста (слоях). Толщина этих слоев может варьироваться в зависимости от тех условий, в которых находился ребенок в матке и в первые месяцы жизни, когда происходит активное формирование молочных зубов. Чем толще линии роста, тем неблагоприятнее были эти условия.
Чтобы проверить верность этой гипотезы, исследователи провели анализ 70 молочных зубов, принадлежавших 70 разным детям. Зубы, в основном клыки, естественным образом выпали у детей, когда им было по пять-семь лет, и были сохранены их родителями. Данн и ее коллег интересовала толщина неонатальной линии роста — слоя зубной эмали, сформировавшегося еще во внутриутробном периоде и сразу после рождения. Ученые посчитали, что именно эта линия может служить индикатором материнского стресса.
Матери детей, чьи зубы подвергались изучению, во время беременности и после родов отвечали на многочисленные вопросы по поводу того, в каком окружении они живут, оказывают ли им социальную поддержку, а также рассказывали о своих психологических проблемах и условиях, в которых протекала беременность.
Было установлено, что более толстая неонатальная линия роста зубной эмали наблюдается у детей, чьи матери еще до беременности страдали от тяжелой депрессии или других психических проблем, а также у тех, чьи матери столкнулись с депрессией или тревожностью в конце беременности, начиная со срока 32 недели.
При этом у детей, чьи матери получали хорошую социальную поддержку в первые месяцы после родов, неонатальная линия роста зубной эмали оказалась существенно более тонкой.
Данн предположила, что на толщину неонатальной линии роста эмали может влиять материнский «гормон стресса» кортизол или же уровень системного воспаления в организме матери. Если полученные результаты будут подтверждены в ходе более масштабных исследований, по толщине неонатальной линии роста эмали молочных зубов можно будет выявлять детей с высоким риском психических заболеваний в будущем — и осуществлять раннюю профилактику этих болезней, считает Данн.
Читайте также: Что такое трансжиры, и стоит ли их опасаться
5 рекомендаций ученых, которые продлевают жизнь: