Число тревожных расстройств и депрессивных состояний в мире росло вплоть до 2019 года, а с наступлением пандемии COVID-19 рост превратился в настоящий взрыв. Об этом рассказала на конференции Futuremed Виктория Читлова, к.м.н., психиатр, руководитель Центра психотерапии доктора Читловой.
Как подчеркнула психиатр, с начала 2020 года распространенность депрессии и тревожных расстройств в мире возросли трехкратно, что подтверждается недавним масштабным метааналитическим исследованием, опубликованным в журнале The Lancet.
«Среди пациентов с ковидом распространенность психических патологий выросла до 95%, а популяционная распространенность депрессии возросла до 20%, тревожных расстройств — до 35%. По сути, каждый третий житель Земли сегодня испытывает патологическую тревогу», — обратила внимание Виктория Читлова.
Она отметила также, что есть и такие люди, которым ковид и пандемия, напротив, позволили почувствовать себя лучше. В основном, это те, кто в период длительного стресса склонен изучать ситуацию, вникать в нее и принимать. А вот те, у кого защитная реакция — избегать встречи с источником тревоги, додумывать, отказываться от изучения стоящего перед ними вызова, — склонны к расстройствам.
15 простых и надежных способов противостоять стрессу — в нашей галерее:
Профессор, д.м.н., руководитель центра Поведенческой неврологии Леонид Чутко добавил также, что пандемия тревожных расстройств затронула в последние полтора-два года и детей. В «мирное» время доля тревожных детей составляла 7–15% в разных странах, в период пандемии COVID-19 — 19–37%.
«Информационный невроз сказывается и на детях. Обилие негативной и запутанной информации провоцирует новые страхи и тревоги. Как помочь ребенку? В случае со старшими детьми родители могут называть чувства прямо, спрашивать об источниках тревоге; с младшими — можно и нужно говорить о тревогах через «посредников», например, «что беспокоит твоего мишку?». Чего точно делать нельзя, так это осуждать — аргумент «ты же мужик!» никак не поможет справиться с тревогой», — объяснил психиатр.
Как отличить патологический страх у ребенка от нормального (например, естественных для разных возрастов боязни темноты, расставания с родителями, сверхъестественного)? Леонид Чутко выделяет шесть критериев:
- чрезмерная интенсивность;
- необычное содержание;
- неадекватность ситуации;
- хронизация страха;
- отсутствие самостоятельного преодоления страха;
- существенные изменения образа жизни ребенка из-за страха.
Кроме того, Леонид Чутко подчеркнул особую важность тактильных контактов: объятий, прикосновений. Их роль в снятии тревожности часто недооценивают.
Читайте также:
Смотрите наши видео: