Вчера, 1 ноября, популярный российский рэп-исполнитель Oxxxymiron (Мирон Федоров) после нескольких лет молчания выпустил клип на новую песню «Кто убил Марка?». 10-минутный трек сразу стал самым обсуждаемым культурным событием осени — и в соцсетях его уже назвали «лучшей рекламой психотерапии».
Сюжет композиции строится вокруг истории, случившейся 10 лет назад, когда Оксимирон пережил публичное унижение и шантаж со стороны рэпера Жигана, — и вокруг преодоления исполнителем собственной травмы.
По мнению клинического психолога Анастасии Ливановой, этот творческий акт — про проживание личной травмы из-за чувства стыда и публичного унижения, а сам клип и обнародование кадров, казавшихся постыдными, — это попытка взять под контроль ситуацию, в которой Оксимирон долгое время был ведомым.
«Сам образ жизни Оксимирона после травматического события — участие в рэп-батлах, пребывание в “тусовке”, общение с Жиганом — способствовали постоянной ретравматизации. А повторная травматизация препятствует тому, чтобы травму проживать быстрее. По сути, Окси смог нормально в ней разобраться, только когда оградился от всего того, что напоминает ему о ней», — комментирует Анастасия Ливанова.
Прежде чем записать новый альбом и снять клип «Кто убил Марка?», Мирон Федоров на полтора года пропал из публичного пространства, забросил соцсети и остался наедине с собой — по всей видимости, цифровой детокс и отстранение от потока ретравмирующих событий позволили ему разобраться внутри себя с давней историей. «Человеку нужны ресурсы на “здоровое” проживание травмы, а эти ресурсы тратились на постоянные триггеры из прошлого», — считает клинический психолог.
По мнению Анастасии Ливановой, самое ценное в новом клипе Оксимирона — это то, что он показывает образец того, как человек перенаправляет развитые у него способности в более конструктивное русло.
«Окси говорит, что “10 лет стоял на коленях”, защищая собственную репутацию. Репутация для него была ценностью, поскольку так сложилась его жизнь. Опираясь на эту ценность, рэпер мог строить карьеру, зарабатывать деньги, закрывать другие потребности. Сколько сил каждый из нас готов потратить на то, что представляет для нас ценность? Как долго мы готовы вкладываться в то, что для нас важно?
Окси боролся до конца за то, что было важно для него. Но потом ухудшение психического и физического состояния подтолкнуло его изменить приоритеты, и большей ценностью стало собственное здоровье. Объектом его усердия теперь стало нечто новое, не репутация. Нужно приложить немало усилий, чтобы изменить свои ориентиры, увидеть собственные страхи и начать работать с ними», — говорит эксперт.
В клипе Мирон Федоров признается в том, что прошел длительную психотерапию, и этот опыт также требует смелости: психотерапия — это, среди прочего, встреча со своими страхами и ранами, причем происходит она тет-а-тет с терапевтом.
Роль психотерапевта — сопроводить человека в этом пути, помочь принять этот страх, увидеть возможность превратить свои слабости в источник силы.
«Усердие — способность, которая круто развита у Окси, но направлена она была на саморазрушение. Лишь когда он пересмотрел свои приоритеты и перенаправил эту способность в иное русло, у него получилось себе помочь. С точки зрения позитивной транскультуральной психотерапии, у каждого человека есть хорошо развитые способности, и при работе с травмой важно увидеть их, а потом понять, как использовать себе на благо. У Оксимирона получилось», — заключает Анастасия Ливанова.
Читайте также:
Смотрите наши видео: