К такому выводу пришли исследователи из Университета МакМастер (Канада), статья которых опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society A.
«Популярные песни не зря называют "вирусными", "инфекционными", "заразными" — такие характеристики еще более уместны, чем можно было бы предположить», — отмечают ученые.
В ходе своего исследования они проанализировали данные о скачивании популярных мелодий на мобильные телефоны в Великобритании в период с 2007 по 2014 годы, и сравнили с известной моделью распространения инфекционных заболеваний (SIR-моделью), отражающей подспудные механизмы, лежащие в основе передачи инфекции от человека к человеку.
В итоге оказалось, что динамика распространения музыкальных хитов по большей части совпадает с SIR-моделью.
«Это позволяет предположить, что распространение в обществе и инфекций, и навязчивых мелодий движимо одними и теми же социальными процессами», — делают вывод авторы исследования.
То есть, скорость передачи и вирусов, и вирусно популярных композиций зависит от уровня общительности членов общества — чем больше у них социальных контактов, тем легче и быстрее распространяются и инфекции, и песни.
Такой вывод был подтвержден результатами анализа данных по различным музыкальным жанрам — популярность и скорость распространения композиций напрямую связана с особенностями поведения фанатов того или иного жанра.
Так, хотя принято считать, что поп-хиты опережают в этом смысле всех остальных, в Великобритании на первом месте оказались электронные композиции, так как британские поклонники этого жанра очень тесно общаются друг с другом и активно делятся новыми мелодиями.
Это позволяет прилипчивым композициям «перепрыгивать» от одного фаната к другому с гораздо большей легкостью, чем в более широкой и менее общительной среде любителей поп-музыки.
Примерно то же самое происходит, когда заразный вирус попадает в некое сплоченное сообщество, пояснили исследователи. Сначала инфекция быстро передается от человека к человеку через социальные контакты, а когда пул тех, кто подвержен заражению, исчерпывается, эпидемия достигает пика и идет на спад.
«В конце эпидемии большая часть популяции инфицирована, и точно так же в конце периода популярности музыкального хита эту песню узнает большая часть населения», — объяснили ученые.
Читайте также: Музыка в машине снимает стресс у водителя
Смотрите наши видео: