Консультации / Эндокринология

Лечение гипотиреоза на фоне фибриляции предсердий

Здравствуйте. Моей маме 82 года. В 2005 году на основании УЗИ ей был поставлен диагноз правосторонний узловой зоб 2 степени. Эутиреоз. Лечение по этому поводу никакое не проводилось. Щитовидная железа субъективно никак не беспокоила. В прошлом году на обследовании по поводу симпатоадреналовых кризов было выявлено увеличение щитовидной железы. На УЗИ - гиперплазия ЩЗ III - IV ст, за счет правой доли с узловыми изменениями. ТТГ был 3,030мк/МЕ/мл, Т3св - 3,2пг/мг, Т4св - 0,94, витамин Д - менее 3 нг/мл, фолиевая к-та 22,20 нг/мл. Ей было назначено Л-тироксин 50мг, витамин Д 5000 ед., фолиевая к-та. На фоне этой терапии щитовидная железа у нее уменьшилась в размерах. 25 января 2019 года перед контролем у эндокринолога анализы щитовидной железы были у мамы ТТГ - 2,680, Т3св - 2,5, Т4св. - 1,02, витамин Д - 30. Эндокринологом было рекомендовано продолжать прием Л тироксина 50мг, но витамин Д3 она назначила 10000 МЕ. Так как при ее сопутствующей патологии: ИБС, стабильная стенокардия ФК III, двухсосудистое поражение коронарного русла. Состояние после стентирования ПМЖВ от 4.07.13г., АГ IIст, риск очень высокий, ХСН ФК III ст, НРС, даже на фоне приступов ритм сердца у нее всегда оставался синусовым, а после назначенного лечения эндокринологом, осень прошлого года у нее была зарегистрирована пароксизмальная форма фибрилляции предсердий. скажите пожалуйста могла ли терапия Л тироксином и огромными дозами витамина Д3 спровоцировать у мамы фибрилляцию предсердий? Поскольку на фоне лечения, ТТГ у нее снижается, Т4 растет, но происходит дисбаланс электролитов. Так в анализе от 6 марта этого года, ТТГ у нее уже 1,250, Т3св - 2,6, Т4 св. -1,15, а вот кальций общий повышен - 2,59, натрий снижен - 132, калий норма - 4,4, кальций ионизированный также повышен - 1,35. Витамин Д поднялся до 54 ng/ml. Причем снижение натрия в крови у нее регистрируется с августа прошлого года, когда она находилась на обследовании в отделении неврологии и восстановительного лечения РАН РФ. А также в декабре прошлого года и в январе этого года, когда она находилась на лечении в стационаре по поводу приступов фибрилляции предсердий. Безсолевой диеты она не придерживается, рвоты, поноса у нее нет. Есть частое ночное мочеиспускание. Жидкости в течении суток она выпивает 1200-1500 литра. Возможно ли из-за частого ночного мочеиспускания снижение ОЦК и как следствие снижение натрия в крови? Скажите пожалуйста как нормализовать уровень электролитов? На какие гормоны еще сдать кровь, кроме паратгормона, чтобы выяснить причину повышения кальция и вообще дисбаланса электролитов? Сейчас она самостоятельно перестала принимать витамин Д, Л тироксин в дозе 50мг она продолжает принимать, так как ее состояние не позволяет ей пойти сейчас на прием к эндокринологу. Из лекарственных препаратов она также принимает, конкор 2,5 мг, кардиомагнил, эдарби 40 мг, сиднофарм 2мг, леркамен10мг. Могут ли эти препараты спровоцировать дисбаланс электролитов? Что еще Вы бы посоветовали моей маме? Последние ее анализы и УЗИ щитовидной железы я прилагаю.
К вопросу приложено фото
Добрый день. Вы не указываете нормы лаборатории . Судя по ТТГ (3,0) до назначения левотироксина у неё не было нарушения функции щитовидной железы. Определите паратгормон. По поводу изменения доз или отмены препаратов только с лечащим врачом.
Добрый день Наталья Александровна. Большое спасибо за быстрый ответ. Я не стала дублировать нормы, потому что они указаны в бланке анализов, которые я прислала. Да, ТТГ у нее был в пределах нормы изначально, у нее была верхняя граница нормы. норма от 0,400 до 3,770. А у мамы изначально ТТГ был 3, 030, но эндокринолог отметила его как повышенный. В этом анализе у нее Т4 был несколько снижен 0,94. При норме от 1,0, до 1,60. Видимо на основании пониженного Т4, она назначила маме л тироксин. Могли ли л тироксин и большие дозы витамина Д спровоцировать фибрилляцию предсердий? Если да, то после отмены л тироксина может ли сердечный ритм опять вернутся к синусовому без параксизмов фибрилляции? Потому что 6 октября холтер у нее был идеальный, а уже к концу октября у нее стала регистрироваться фибрилляция предсердий, во время приступов и приступы участились. Хотелось бы знать стоит ли говорить с эндокринологом об отмене л тироксина? И какова теоретически поддерживающая доза витамина Д в мамином возрасте и при условии ее патологии? Прошу прощения, но я еще раз спрошу, может ли пониженный натрий крови более чем полгода говорить о снижении ОЦК? И о чем может говорить обильное ночное мочеиспускание? Она каждую ночь буквально каждый час, полтора ходит в туалет с обильным мочеиспусканием, при не значительном дневном мочеиспускании? О какой патологии это может говорить? На что нужно обратить внимание и какие дополнительно еще сдать анализы? Или это явление неврологического характера? Прилагаю ее предыдущие анализы щитовидной железы, изначальный от 21.09.2018, когда были зарегистрированы изменения гормонов щитовидной железы. Заранее благодарю за ответ.
К вопросу приложено фото
Добрый день. Левотироксин Вашей маме не нужен. Восстановление ритма на фоне столь обильной кардиологической патологии и возраста под вопросом. Необходимо определить паратгормон, исходно у Вашей мамы гиперкальциемия ( полиурия может быть и из-за этого). Дефицит витамина Д связан и с этим тоже и здесь тактика приёма витамина Д зависит от уровня кальция в крови.Однозначного ответа о роли левотироксина и витамина Д у Вашей мамы нет.Также необходимо исследование креатинина крови.
Спасибо большое за Ваш ответ. Обязательно до обследуемся.
Консультация врача эндокринолога на тему «Лечение гипотиреоза на фоне фибриляции предсердий» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 15 марта 2019
О консультанте
Специализация
Подробности

Врач-эндокринолог. Стаж в эндокринологии 18 лет. Высшая квалификационная категория.

Телефон для записи на приём: 8 (903) 143-78-87.

Задать вопрос