анонимно
Здравствуйте! Сыну 2года 10 месяцев. Меня беспокоит его словарная агрессия: одежду не хочет одевать - говорит "выброшу", собачку "стукну" или "побью", еду - "выброшу", бабушку "выгоню" и т.п. На деле такого не делает. Дома мы так не говорим. Ходил в частный садик - отношение там к деткам хорошее. Точно знаю, что там такое тоже не говорят. Психует когда, что-то не так, как ему надо - аж пелена перед глазами и прет в атаку на меня или падает на пол (на улице тоже может) и ревет, орет. Пытаюсь объяснять, что не надо так делать, что больно и т.д., отвлекать пытаюсь на другое, а он опять за свое! Может он с эмоциями в возрастной кризис так пытается справиться? Подскажите как нам быть и как ему помочь?
Отвечает Фадеева Виктория
В данном случае Вы имеете дело с классическим кризисом трех лет. Это один
из самых известных и изученных кризисов в жизни маленького человечка. Послушный
трехлетка - это явление почти такое же редкое, как покладистый подросток. Но
каждый ребенок уникален, поэтому у кого-то изменения в характере специфические
для "кризиса 3-х лет" могут наступить в 2,5 года, а у кого-то в 4
года. Протекание кризиса также имеет индивидуальную вариабельность по силе и
продолжительности. Букет признаков определяющих этот период психологи так и
называют - семизвездие (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие,
обесценивание, протест-бунт, деспотизм). Сталкиваясь со всеми этими
проявлениями, Вы должны помнить, что внешние негативные признаки - это обратная
сторона позитивных изменений личности, составляющих главный смысл каждого
критического возраста. В этом возрасте формируется отношение ребенка к себе,
как отдельной личности, и он упрямо доказывает это окружающему миру. Ребенок
познает разницу между "хочу" и "могу". Это кризис
социальных отношений маленького манипулятора. А агрессивность - это реакция
борьбы с возникающими противоречиями. Поэтому Ваше задача сейчас - это взять
эту агрессию под контроль, а не бороться с ней. Пережить проблемы этого
возраста - это большой и кропотливый родительский труд. Поэтому, запаситесь
терпением. Это переломный период для того, чтобы сформировать у ребенка
самостоятельность, умение и стремление приспосабливаться к жизни, проявлять
себя как личность.
Теперь о том,
что делать. Первое - формулируйте свои просьбы не в виде утверждения ("Иди
кушать"), а виде вопроса ("Ты хочешь кушать?"), в зависимости от
желаемого результата. Ваша задача - создать иллюзию "выбора". Второе
- ведите себя с сынишкой как с равным ("Можно я возьму твою
игрушку?", "Спасибо"). Это еще будет неплохим примером для
подражания. Предлагайте замену нежелательным поступкам ("Это делать
нельзя, а вот так попробуй"). Уступайте ребенку по возможности в мелочах и
не ругайте его за ошибки. Если агрессивное поведение не удается прекратить, то
возьмите себя в руки, и оставьте его одного. Дайте ему возможность выйти из
этого состояния с достоинством, а потом, как ни в чем не бывало, переключайте
его внимание. Главное - сохраняйте спокойствие и будьте последовательны, этот
период скоро закончится. Хорошо помогают сделать снять напряжение у маленького
скандалиста растительные успокаивающие препараты, вечерние хвойно-солевые
ванны. Обратите внимание, что ванна должна приниматься не менее 30 минут, иначе
она может оказать возбуждающее действие. Хорошо зарекомендовал себя
гомеопатический детский препарат Тенотен (он есть в каждой аптеке, и продается
без рецепта). Он улучшает адаптацию, снимает раздражительность, повышает
усидчивость и внимание.
С уважением,
Виктория Фадеева.
Ответ опубликован 2 сентября 2011