анонимно
Сын учится в 8-м классе, но к учебе равнодушен, нет мотивации, как говорят учителя. Постоянно врет и изворачивается, лишь бы ничего не делать. Мы с женой работаем, встречаемся все только вечером, дома. Свои мысли не высказывает открыто, с трудом вытягиваем из него скудные сведения о школе, друзьях. О будущем не задумывается, думаем дальше 9-го класса, думаем, ему не стоит учиться. Вместе с тем он общительный с другими ребятами, постоянно на виду и в центре внимания у девчонок. С трудом заканчивает музыкальную школу, там часто пропускает занятия. Все делает спустя рукава, лишь бы отстали. Как нам добиться взаимопонимания, настроить на серьезное отношение к жизни, на перспективу??? Р.S. Мне 53, жене 49 лет.
Отвечает Фадеева Виктория
Здравствуйте! В наше время эта проблема волнует очень многих родителей. Подростковый
период - один из самых сложных. Начинается гормональная перестройка организма,
появляется импульсивность, раздражительность. Подросток начинает всеми силами
отстаивать свою самостоятельность, хотя интеллектуальное развитие ребенка
находится еще в середине своего пути.
Вы очень коротко описали сложившуюся ситуацию и совершенно ничего не сказали
о тех мерах, которые были предприняты. Поэтому мне трудно дать более точный
ответ на поставленный вопрос. Перечислю коротко основные правила, на
которые Вы сможете ориентироваться. Во-первых, относитесь серьезно ко всем
декларациям сына, какими бы глупыми они Вам не казались. Дайте ему
почувствовать свою "взрослость" и продемонстрируйте свое доверие к
нему. Во-вторых, заключайте договоренности и соглашения по самым основным и
второстепенным пунктам. Например, говорите: "Мы понимаем, что тебе сложно
взять себя в руки и проявить больше ответственности. Давай подумаем, что тебе
мешает это сделать". И по пунктам начинаете расписывать возможные причины:
усталость, отсутствие интереса к предметам, плохая школа, недружный класс,
лень, непонимание предметов и т.д. Потом рассматриваете возможные варианты
решения открывшихся проблем. В-третьих, не только продолжайте любить своего
ребенка, но и всячески демонстрируйте ему свою любовь. Верьте, что он хороший и
способен на хорошие поступки и преодоление себя. Ошибкой родителей очень часто
является то, что они указывают только на недостатки ребенка, а достижения
принимают как само собой разумеющееся. Поэтому, когда ребенок не слышит
положительной оценки, у него и ориентировка идет только на отрицительную.
Причины отсутствия учебной мотивации на самом деле много: гормональный
"взрыв" подросткового периода, отношения ученик-учитель, страх
перед учебой, непонимание цели учебной деятельности, т.к. будущее
невероятно отсрочено. Для того чтобы ребенок включился в работу ему должны не
только стать понятны цели обучения, но и внутренне должны стать им приняты. Они
должны обрести значимость для ребенка. А в системе учебной деятельности
переплетаются и внутренние, и внешние мотивы. К внутренним относятся:
собственное самосовершенствование, совместная деятельность подростков, которая
является ведущей в этот период, интерес к новому и неизведанному. К внешним
можно отнести вынужденное соответствие принятым нормам и правилам, учебы ради
престижа и лидерства, стремление оказаться в центре внимания значимого
окружения. У ребенка должен возникнуть мотив, т.е. устремление активной
деятельности на усвоение знания, самосовершенствование. Для того чтобы добиться
главной цели - хорошо справляться в процессом обучения и усвоения программы,
надо сначала преодолеть промежуточные цели, которые выстроят эту дорогу.
Поэтому для облегчения этой задачи промежуточные цели должны стать для ребенка
ярко эмоционально окрашены. Связь интереса с положительными эмоциями имеет
очень большое значение на первых этапах становления. Конечно, все это сделать
непросто. Это трудоемкая совместная работа и самого ученика, и родителя, и
учителя.
Так что же все-таки делать родителям? Применяйте систему поощрений и
наказаний. Фантазия при этом должна у Вас работать с повышенной нагрузкой.
Постарайтесь найти причину "нехотения", как я уже говорила выше.
Вычислите её любыми методами. Родители при этом должны олицетворять твердость,
терпимость, последовательность и спокойствие.
Еще у
подростков есть возрастная физиологическая особенность. У них процессы
возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения
(приблизительно до 20 лет). Поэтому рекомендую еще Вам для регуляции этих
процессов курс детского препарата Тенотен ( 1 таб. 3 раза в день, курс -
минимум 2-3 месяца). Он стабилизирует эмоциональный фон, улучшит внимание, уберет
повышенную отвлекаемость. При этом препарат не вызывает сонливости, привыкания,
и безопасен даже при передозировке
С уважением, Виктория Фадеева
Ответ опубликован 2 марта 2011