Почему травматологи боятся «самокатной пятницы»

И почему травматологи боятся «самокатной пятницы».
Девушка и ее электросамокат
Источник: Freepik.com/CC0

Каждое лето на улицах российских городов появляется все больше электросамокатов — компактных, экологичных и, на первый взгляд, безопасных транспортных средств. Однако за кажущейся безобидностью скрывается тревожная статистика: по данным травматологов, количество обращений с «самокатными» травмами растет в геометрической прогрессии с каждым летним сезоном.

О том, какие повреждения могут подстерегать любителей быстрой езды, как их избежать и что делать, если травма все-таки случилась, Здоровью Mail рассказал травматолог-ортопед НМИЦ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России Герман Каневский.

Опытные и бесстрашные: кто заполняет травмпункты в пятницу вечером

Среди травматологов уже появился термин «самокатная пятница». Это словосочетание обозначает время, когда вечером перед выходными резко возрастает число пострадавших.

Пик начинается с 18-19 часов и длится до глубокой ночи. Молодежь после работы и учебы, часто не на трезвую голову, решает прокатиться с ветерком.

Как результат — травмпункты и приемные отделения забиты под завязку.

По нагрузке это уже сопоставимо с локальным гололедом, но тогда чаще страдают пожилые люди с низкоэнергетическими переломами (шейка бедра, лучевая кость в типичном месте), а здесь — молодые, активные, с высокоэнергетическими повреждениями. Требуются другие ресурсы — больше КТ, МРТ, сложнее операции, длительнее реабилитация.

Портрет типичного пострадавшего: мужчина 18–35 лет:

  • У него может быть легкое алкогольное или «эйфорийное» опьянение (что усугубляется наличием веселой компании и выбросом адреналина в кровь).
  • Он обычно не носит шлем и считает, что защита на локтях и коленях — для слабаков.
  • У него есть опыт вождения, но оценка рисков и дорожной ситуации — на нуле.

Для сравнения: новичок едет медленно, осторожно, его травмы легче. «Опытный» гонит, лихачит, пытается проехать там, где нельзя, не учитывает пешеходов, ямы, бордюры. Его падения — это серьезные травмы с тяжелыми последствиями. Его главный враг — иллюзия контроля.

«Лицо о руль», «торпеда в живот» и «рука самокатчика»: самые частые травмы

Представьте, что вы разбегаетесь и прыгаете со второго этажа на асфальт, стараясь упасть на вытянутые руки или колени, или что вы на полном ходу врезаетесь в бетонную стену. Вы получите серьезный удар, способный сломать кости и повредить внутренние органы. Это и есть энергия удара при падении с электросамоката на «безобидной» скорости 25 км/ч.

В профессиональном сообществе травматологов есть мнение, что травмы от электросамокатов отличаются особой комбинацией повреждений. В лексикон вошел неофициальный термин «синдром самокатчика»:

  • «Рука самокатчика»: комбинация перелома дистального отдела лучевой кости (часто оскольчатого, внутрисуставного), перелома или вывиха ладьевидной кости запястья и возможного перелома шиловидного отростка локтевой кости. Человек инстинктивно выставляет руку при падении лицом вперед, а конечность принимает удар на себя.
  • «Тандемная травма голени или лодыжки»: при падении набок или назад нога часто застревает между платформой и колесом или подножкой. Возникает сложный перелом лодыжек или диафиза большеберцовой (малоберцовой) кости, а также появляются серьезные ссадины или рваные раны от контакта с самокатом.
  • «Лицо о руль»: при резком торможении или столкновении лоб в лоб появляются переломы носа, скул, орбиты, черепно-мозговые травмы.
  • «Торпеда в живот»: при падении вперед животом на руль возникают ушибы, разрывы селезенки, печени, поджелудочной железы.

При лечении пострадавших пассажиров электросамокатов травматологи выбирают порой не самые традиционные подходы. Применяется системный подход с акцентом на политравму, то есть сочетанное повреждение. Он предполагает быструю мультиспиральную КТ всего тела, а также привлечение нейрохирурга и абдоминального хирурга.

При сложных переломах лучевой кости, лодыжек, ключицы предпочтение отдается раннему и стабильному остеосинтезу: пациенту вставляются анатомические пластины с угловой стабильностью, интрамедуллярные штифты. Также при сложных внутрисуставных переломах применяется 3D-печать и навигация. С первого дня пострадавшего направляют на реабилитацию.

Почему нельзя кататься на скорости выше 30 км/ч

Если говорить о допустимой скорости, на которой можно передвигаться на электросамокате, то ее критическая грань — 30 км/ч. Когда человек превышает этот предел, у него резко возрастает риск тяжелой черепно-мозговой травмы (даже в шлеме), политравмы, травм внутренних органов, массивного внутреннего кровотечения, травм позвоночника и даже смертельного исхода.

Особенно это касается столкновения с автомобилем или неподвижным препятствием при езде на скорости свыше 50 км/ч. В этом случае энергия удара становится сопоставимой с ДТП.

После серьезных травм 50% пациентов навсегда отказываются от самокатов

Судя по врачебному опыту, после легких травм (ушиб, растяжение, простой перелом) к этому виду транспорта возвращаются почти все, часто такие пациенты живут с иллюзией «просто не повезло».

После серьезных травм (сложный перелом, операция, черепно-мозговая травма) примерно 50% отказываются от самокатов навсегда, у них появляется страх скорости, неконтролируемой ситуации. 30% пострадавших возвращаются, но кардинально меняют поведение: снижают скорость до 20 км/ч, покупают полный комплект защиты, ездят только по велодорожкам.

Оставшиеся 20% — самые сложные пациенты.

Они возвращаются к прежнему стилю езды, как ни в чем не бывало, и отрицают возможный риск. Такие люди требуют не только физической, но и психологической реабилитации.

Геофенсинг может реально снизить травматизм (но пока это только мечты)

Помочь в снижении травматизма от использования самокатов поможет абсолютное ограничение скорости в городе и так называемый геофенсинг, или геозонирование (технология, которая позволяет взаимодействовать с владельцем мобильного телефона в зависимости от того, где он находится).

Эта система позволит автоматически ограничивать скорость самоката до 5–10 км/ч при въезде в зоны с высокой пешеходной или транспортной активностью (центры городов, парки, набережные, жилые кварталы). 

Геофенсинг автоматически адаптирует скорость самоката к конкретной среде. Его внедрение потребует усилий, но это реальный путь к спасению жизней и сохранению здоровья.

Электросамокат — не игрушка. Это транспортное средство с высоким энергопотенциалом. Травмы серьезные, часто глупые и предотвратимые. Скорость убивает. Алкоголь + самокат = гарантированная травма. Если уж гоняете – делайте это на трезвую голову, в защите и в местах, где вы никому не угрожаете. Защита (шлем, запястья, колени, локти) — необходима.

Уважайте себя, пешеходов и врачей. Лечить сложные переломы ПКС и последствия ЧМТ — хоть и работа травматологов, но видеть молодых людей инвалидами из-за глупой самоуверенности — тяжело.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.