Как стать счастливее на работе: 5 советов от ученых

После долгих каникул возвращение в офис может фрустрировать.
Ксения Уварова
Автор Здоровье Mail
Счастливая девушка на работе
Источник: Freepik.com/CC0

Требования к работе у многих ограничиваются удовлетворением зарплатных ожиданий и удобной транспортной доступностью. Многие уверены, что работа нужна только для зарабатывания денег, а потому не обращают внимание на то, приносит ли она счастье. А это, убеждены ученые, очень важно. 

Понимание счастья у каждого свое и далеко не каждый, говоря о счастье, упоминает свою удовлетворенность работой. Однако от того, делает ли работа человека счастливым, зависит не только его личное благополучие, но и успех компании, в которой он трудится, ведь от этого фактора напрямую зависят производительность и продуктивность. 

Исследователи со всего мира не первый год занимаются изучением вопроса, что именно делает человека счастливым на работе. Одним из итогов стали рекомендации по организации рабочего места по принципу «голубых зон». Этим термином называют регионы на планете, где проживает самое большое количество долгожителей, а население в целом отличается крепким здоровьем. Популяризатором концепции «голубых зон» считают американского исследователя и путешественника Дэна Бюттнера. 

Офис тоже можно попробовать сделать своеобразной «голубой зоной», создав там здоровую атмосферу, способствующую высокой работоспособности.

Одни изменения, которые нужно внести, зависят от организации рабочего процесса, а другие — от самого сотрудника.

1. Найдите друга

Оказывается, многим для того, чтобы стать счастливее и лучше работать, нужно не продвижение по карьерной лестнице или повышение зарплаты, а наличие друга или нескольких в рабочем коллективе. Каждый новый друг делает нас счастливее на 15%.

Если на работе есть единомышленники или друзья, то ходить на нее гораздо приятнее, чем при наличии высокого оклада и полном отсутствии тех, с кем можно было бы поболтать или сходить за кофе.

2. Узнавайте коллег

Тимбилдинг, любимый одними, и ненавидимый другими сотрудниками может принести пользу и каждому по отдельности, и всей компании целиком. Впрочем, совсем необязательно бежать марафон или собирать вместе макулатуру, полезными могут оказаться мероприятия, в рамках которых коллеги из разных подразделений могут лучше узнать друг друга.

В компании Salo LLC был проведен эксперимент, когда весь коллектив на полгода был разделен на небольшие группы по интересам — возраст и занимаемая должность не учитывались. Они вместе обедали раз в пару недель, лучше узнавая друг друга.

Оказалось, что их объединяет куда большее, чем работодатель: сходные интересы нашлись у тех людей, которые в обычное время никак не пересекались по рабочим вопросам.

Итог оказался более, чем заметным: уровень счастья в компании вырос на 47%, а текучка сократилась на 9%. В итоге компания стала первой в мире, где рабочее пространство и рабочие процессы выстроили с учетом принципа «голубых зон».

3. Берите отпуск

Несмотря на то, что трудоголизм сегодня в моде, важно не забывать о ежегодном отпуске. Причем таком, в котором действительно не придется работать. Это действительно важно для того, чтобы быть счастливым, а также для того, чтобы жить дольше. Финские исследователи, в течение 40 лет наблюдавшие более, чем за 1000 своих сограждан, пришли к выводу, что своевременно взятый отпуск способен продлить жизнь.

Важен не только сам факт отпуска, но и его продолжительность: те, кто регулярно отдыхал не менее 3 недель, на 37% реже сталкивались с преждевременной смертью. Однако лучше небольшой отпуск, чем его полное отсутствие.

4. Старайтесь избегать долгой дороги на работу

Жители больших городов скорее всего отнесутся к этой рекомендации скептически, однако прислушаться к ней стоит. Исследования уровня счастья показали, что каждые дополнительные 20 минут, которые тратятся на дорогу до работы, снижают удовлетворенность этой работой так же, как и уменьшение зарплаты на 19%.

По возможности выбирайте работу ближе к дому или же удаленный график — в том случае, если вы будете работать из дома, время на дорогу тратить не придется вовсе.

5. Ставьте цели и достигайте их

Достижение целей приводит к выработке дофамина, нейромедиатора, который также называют гормоном удовольствия и счастья. Он синтезируется вне зависимости от «масштаба» решенной задачи, а потому имеет смысл разбить большую задачу на несколько маленьких — в этом случае удовольствие вы будете испытывать от каждого завершенного этапа.

Еще один фактор, способствующий счастью — понимание причин, по которым вы занимаетесь той или иной задачей.

Осознание, что деятельность имеет смысл, позволяет двигаться вперед, лояльнее относиться в работе, получать удовольствие от процесса.

Дэн Бюттнер подчеркивает, что и на работе, и в жизни не офиса важно иметь определенный план, составленный из задач, которые нужно решать. Он напоминает, что у в Коста-Рике, относящейся к одной из «голубых зон», существует понятие plan de vida — план жизни. Он включает «причины, по которым нужно просыпаться каждое утро», то, без чего невозможно смотреть на жизнь в позитивном ключе и вообще стоит жить. Кажется, пришло время составить plan de vida для себя.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.