Наука и практика,

Женщина, которая возвращает голос: онкохирург — о своей «мужской» работе

История Елены Новожиловой, которая научилась возвращать голос больным раком щитовидной железы.
Фото предоставлены героиней публикации.

Сегодня почти не осталось таких сфер, где бы женщины не трудились наравне с мужчинами. Никого не удивляют женщины-полицейские, женщины-политики или бизнес-леди. Однако хирургия все еще считается сугубо мужской профессией. Дело в том, что она оставляет мало времени на семью, требует большой физической выносливости и выдержки, а эти качества традиционно называются «неженскими». Как женщине завоевать место под лампой в операционной, а вместе с ним — уважение и почет во всем медицинском сообществе?

Елена Новожилова, заведующая отделением опухолей головы и шеи ГБУЗ «Московская городская онкологическая больница №62 ДЗМ», врач-хирург высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук — человек, которому это уважение заслужить удалось.

Она увлекается культурой и искусством, наизусть читает стихи многих классиков, любит консерваторию, выставки, путешествия, в свободное время танцует танго. Но призвание всей ее жизни — хирургия. Елена владеет всеми операциями, выполняемыми при раке щитовидной железы, слюнных желез, полости рта, гортани и гортаноглотки, является ведущим специалистом больницы в области ЛОР-онкологии. На ее счету более 5 тысяч операций! Но главное для нескольких сотен ее пациентов — что она возвращает им голос.

Заново обрести голос — за 11 часов

По инициативе Елены Новожиловой и при ее личном участии в 62-й больнице, впервые среди онкологических учреждений России, стала применяться методика лазерных роботизированных операций на гортани и глотке с использованием роботизированного лазерного комплекса. Чуть раньше, в 1998 году, под руководством Владимира Ольшанского в МНИОИ им. П.А. Герцена Елена Новожилова разработала методику голосового протезирования. Она же создала и внедрила методику миотомии констрикторов глотки, которая позволяет вернуть дар речи даже тем пациентам, которым было выполнено неэффективное голосовое протезирование.

К 2020 году удалось вернуть голос с помощью протезирования более 300 пациентам. Пожалуй, самый известный случай — операция у пациента, который мог умереть в 2004-м. У него был диагностирован рак гортани, который пророс в трахею, полностью врос в пищевод и метастазировал в соседние лимфоузлы. Когда его привезли в городскую онкологическую больницу № 62, он практически не дышал и умирал от голода. Операция длилась 11 часов, и удалось не только спасти человека, но и вернуть ему голос!

За это спасение Елена Новожилова и коллектив больницы были награждены национальной премией «Призвание», Елена Малышева в одном из выпусков программы «Здоровье» назвала их «Первыми после Бога».

В копилке заслуг Елены Новожиловой — почетная грамота министра здравоохранения России за многолетний и добросовестный труд в системе онкологической помощи; она — ветеран труда, отличник здравоохранения и автор 143 научных публикаций, в том числе восьми патентов на изобретения и двух монографий.

Но с большим энтузиазмом она говорит не о наградах, а о бывших пациентах, с которыми связана и по сей день. Под ее руководством был создан хор «Пиано», однажды выступивший вместе с хором Турецкого. Елена в «Пиано» — главный дирижер: под взмах ее руки люди поют о жизни, которую подарила им женщина с «мужской» профессией. «У меня много друзей из числа бывших пациентов. И я счастлива, что они сейчас не только говорят, но и поют», — с гордостью признается Елена.

Ложка таланта в бочке трудолюбия

«Мои учителя, наставники и верные друзья — мужчины. Они помогли мне стать той, кто я сейчас», — говорит Елена. В 1994 году она с отличием окончила Архангельский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело», в 1995-м — интернатуру по хирургии. В студенческие годы она работала санитаркой и медицинской сестрой.

И в годы учебы, и в разных местах работы ей встречались прекрасные наставники, которые щедро передавали свои знания и умения. В Архангельске это был заведующий хирургической кафедрой университета, сейчас известный профессор, — Виталий Быков.

«Когда мы познакомились, он был обычным врачом. Он занялся моим обучением и сказал, что экстренная хирургия — очень тяжелая специальность: бессонные ночи, неимоверный труд. Именно он посоветовал более плановую, эстетичную онкологию. Ведь за этой наукой — большое будущее», — вспоминает Елена.

На последнем курсе интернатуры Елена Новожилова встретила профессора кафедры онкологии Михаила Левита. Именно он показал ей мир хирургии молочных желез. 

А под руководством профессора Владимира Ольшанского, руководителя отделения опухолей головы и шеи в МНИОИ им П.А. Герцена, Елена защитила кандидатскую диссертацию «Показания к повторным операциям при раке щитовидной железы».

«Владимир Ольшанский говорил мне, что для достижения успеха нужна всего ложка таланта в бочке трудолюбия. И я трудилась днями и ночами. Да, мне приходилось доказывать коллегам-мужчинам, что я не хуже их. И доказывала я это каждодневным трудом».

Такую целеустремленность не мог не оценить ее будущий руководитель — Анатолий Махсон. Ровно 22 года назад он пригласил Елену Новожилову на работу в Московскую городскую онкологическую больницу № 62, которую в то время возглавлял. Пожалуй, именно трудолюбие, терпимость и сострадание к больным — те качества, которые сблизили двух талантливых людей.

Гендерная граница забыта?

Наверное, Елену можно назвать по-настоящему счастливой женщиной: в ее карьере не было мужчин, которые препятствовали ее росту или не верили в ее способности.

«Конечно, это специальность мужская. Но круг специалистов нашей области очень узкий. Например, были пациенты, которых не смогли вылечить в одном учреждении, а мы смогли ему помочь. Еще один пример: ты выступаешь на конференциях, знакомишься с результатами работы коллег, делишься своим опытом, а затем тебя приглашают сотрудничать с крупными институтами, онкоцентрами. И никто не говорит: “Она — женщина, мы в ней не уверены”. Мы на пике новых научных достижений, и гендерная граница забыта. Мы — врачи. Не мужчины и не женщины, а врачи. Я считаю, что разделять специалистов по гендерному признаку нельзя», — говорит Елена.

Молодых женщин-врачей, которые бы полностью отдавали себя хирургии и считали ее жизненным призванием, Елена встречает редко, но не осуждает их, понимая этот тяжелый труд, требующий быть в профессии 24/7.

Да, молодые девушки приходят в хирургию, но в большинстве случаев делают это, чтобы «посмотреть». Сталкиваясь с трудностями в физическом плане, эмоциональном, в личной жизни — они уходят. Елена сегодня не только оперирует, но и помогает молодым специалистам, в основном это юноши. Она выступает наставником и ассистентом на операциях, делится с ними своим опытом — ведет себя так, как учили ее учителя.

«В онкологии нельзя бросить молодого человека одного, как щенка в море. Его нужно опекать, воспитывать и подстраховывать.

Абсолютно не важно, кого ты учишь: женщину или мужчину. Ты воспитываешь врача.

И если врач понимает красоту онкологических операций в их анатомичности, футлярности и зональности, чтобы элегантно удалить опухоль в пределах здоровых неизмененных тканей, то такого человека ждет большое будущее в карьере. Но все же есть один нюанс в карьере женщины-хирурга — если в ее жизни есть настоящая любовь, то глаза ее горят всегда и все операции проходят безупречно», — подытоживает Елена Новожилова.

Материал подготовлен совместно с Фондом поддержки противораковых организаций «Вместе против рака».

Фото предоставлены героиней публикации.

Читайте также:

«Врачи замучили, а я излечу». Чего стоила семье «живая вода» от рака

Рак горла: ликбез

Больной раком пациентке удалили язык и восстановили его из руки

Как справляться с тревогой: 6 работающих способов:

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.