Общество и государство, , Коммерсантъ

«Теперь оставлять человека необезболенным незаконно»

Совет федерации одобрил законопроект о паллиативной медпомощи.
Syda Productions / Фотобанк Лори

Закон о паллиативной помощи, принятый в Госдуме 21 февраля в третьем чтении, одобрен и в ходе заседания в Совете федерации. Эксперты отмечают, что закон закрепляет, в частности, «право на лечение боли, которая вызвана не только заболеванием и состоянием человека, но и медицинскими вмешательствами». В то же время документ, по их мнению, потребует доработки. По оценке президента Владимира Путина, число нуждающихся в паллиативной помощи в России составляет от 800 тыс. до 1 млн человек.

Напомним, законопроект вносит изменения в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», трактуя паллиативную помощь как «комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания». Такая помощь должна оказываться не только в медицинских стационарах, но и на дому. Пациенты, нуждающиеся в обезболивании, получат право не на «доступные» препараты, как это раньше регламентировалось законом, а именно на психотропные и наркотические обезболивающие. Паллиативные больные будут получать для использования на дому медицинские изделия для поддержания функций органов и систем организма человека. А медицинские организации будут обязаны взаимодействовать с родственниками пациента, волонтерами, организациями социального обслуживания и религиозными организациями.

В фонде помощи хосписам «Вера» ранее поясняли, что законопроект подтверждает право на получение помощи на дому:

Теперь, если неизлечимо больной человек выбирает провести последние месяцы и дни жизни в привычной для себя обстановке, на любимой кровати, рядом со своими родными, он будет обеспечен всем нужным медоборудованием, расходными материалами и лекарствами.

«Мы очень надеемся, что в перечень такого оборудования войдут аппараты инвазивной и неинвазивной вентиляции легких и расходные материалы к ним. Сейчас фонд «Вера» закупает эту технику неизлечимо больным детям в регионах за счет благотворителей».

«Теперь оставлять человека необезболенным — незаконно, — продолжили в фонде.— Медорганизация будет нести за это ответственность. Впервые защищено наше право на лечение боли, которая вызвана не только заболеванием и состоянием человека, но и медицинскими вмешательствами… Теперь можно будет создавать команды из разных специалистов — как медиков, так и социальных работников, психологов. Потому что неизлечимо больной человек не сводится к своему диагнозу, он сохраняет свою личность, свои проблемы и желания, не связанные напрямую с болезнью».

20 февраля президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал «как можно быстрее завершить работу над законопроектом» о паллиативной помощи, отметив, что в ней, «по оценкам, нуждается до 800 тыс. человек, а волонтеры говорили, может быть, и миллион».

Член центрального штаба ОНФ, учредитель благотворительного фонда «Вера» Нюта Федермессер после послания заявила о необходимости продолжить развитие паллиативной помощи, поскольку в законопроект не вошли вопросы, выходящие за сферу ответственности Минздрава.

«Это вопрос о декриминализации ответственности врача, который сегодня отвечает по статье 228.2 УК РФ (“Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ”) за любые ошибки, связанные с оборотом наркотиков, в том числе если эти ошибки не повлекли за собой утечку в нелегальный оборот и не повлекли никакой угрозы жизни и здоровью человека», — отметила госпожа Федермессер.

По ее словам, необходимо урегулировать вопрос о детских лекарственных формах, без которых «качественно обезболить ребенка не представляется возможным». Кроме того, чтобы врачи научились правильно обезболивать, «необходимо им про это рассказывать, а это требует разведения понятий пропаганды и информирования в антинаркотическом законодательстве, чтобы отделить информирование в медицинских целях от пропаганды наркотиков. Сегодня понятия медицинского информирования не существует».

Валерия Мишина.

Читайте также: Хороший уход: репортаж из хосписа.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.