Происшествия,

Специалисты рассказали о последствиях стрельбы в школе для психики детей

Травма от пережитого может остаться на всю жизнь.
unsplash.com/CC 0

11 мая 2021 года в одной из школ Казани произошло массовое убийство — в результате вооруженного нападения одного из бывших учеников погибли восемь детей и учительница, более двадцати школьников были ранены. Это далеко не первый подобный инцидент в России, но все же здесь случаи стрельбы в школах — гораздо более редкое явление, чем в США, где в последние два десятилетия такие нападения происходят все чаще.

Американские психологи и психиатры рассказали сайту psycom.net о возможных последствиях для психики детей, переживших стрельбу в школе.

«Массовое убийство — чрезвычайно травмирующее событие, у которого есть максимальные шансы вызвать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у тех, чья жизнь и здоровье подвергались прямой и непосредственной угрозе. Особенно высок подобный риск у детей», — подчеркивает психиатр Джин Ким (Jean Kim) из Университета Джорджа Вашингтона.

Многочисленные исследования показали, пояснила Ким, что психическая травма, полученная в детстве, когда психика человека еще не окрепла и находится в процессе развития, продолжает оказывать всесторонний негативный эффект на протяжении всей жизни.

Детская травма влияет и на восприятие мира, и на способность справляться со стрессом и тревожностью.

Кроме того, сама угроза того, что в школе может произойти стрельба, причиняет огромный ущерб психическому здоровью школьников — постоянная тревога, отсутствие чувства безопасности приводят к повышению риска развития тревожного расстройства и депрессии.

13 звезд, страдавших от депрессии, — в нашей галерее:

Как определить ПТСР у ребенка?

О симптомах ПТСР или острого стрессового расстройства у детей рассказали психотерапевт Мелисса Дюмас (Melissa Dumaz) и психолог Кэти Ву (Kathy Wu). «Неожиданная, жестокая смерть людей, произошедшая на их глазах, заставляет детей, как и взрослых, зацикливаться на сменяющих друг друга чувствах шока, ярости, печали, страха, беспомощности. Однако из-за еще не развитых способностей к коммуникации и обработке своих эмоций дети выражают свои мысли и чувства иначе, чем взрослые», — пояснила Ву.

Дети, напрямую или косвенно столкнувшиеся с нападениями в школе, могут начать с трудом засыпать, часто просыпаться по ночам и страдать от ночных кошмаров, у них может пропасть аппетит, или они, наоборот, могут начать очень много есть. Такие дети часто не хотят ходить в школу, даже сама мысль об учебе может начать вызывать у них сопротивление и отторжение, их академическая успеваемость падает.

Детей мучают страхи, тревоги, чувство горя, потери и вины, при этом они с трудом способны объяснить, что с ними происходит.

Поведение детей меняется — они могут испытывать постоянное беспокойство, нервное возбуждение, взвинченность, или же, наоборот, апатию и потерю интереса к окружающему миру, могут стать раздражительными и агрессивными, или же молчаливыми и подавленными. Их могут мучить навязчивые мысли, а настроение может часто и резко меняться. Дети могут начать жаловаться на боли в разных частях тела, демонстрировать регресс в развитии — начать снова мочиться в постель, устраивать истерики, постоянно «виснуть» на родителях и так далее.

Родителям очень важно внимательно следить за тем, что происходит с ребенком, причем не только дома, но и в школе, в общении с друзьями, в других ситуациях, — и в случае появления тревожных «звоночков» обязательно обращаться за помощью к специалистам.

Читайте также:

Психологи оценили тип личности убийцы из казанской гимназии

75 лет бомбардировке Хиросимы: как жили пострадавшие

Теракты 9/11 и пандемия COVID-19: коллективная травма

Смотрите наши видео:

Контент недоступен

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.