Общество и государство,

Семь месяцев коронавируса: всё о главном враге человечества 2020 года

Что нового мы узнали о COVID-19 за последние месяцы, и что пока остается загадкой.
Кадр из фильма «Пятый элемент»

Прошло всего семь месяцев с момента, когда мир узнал о новом опасном вирусном заболевании, а кажется, что с беспечных «доковидных» времен протекло лет десять, не меньше. В те, представляющиеся теперь такими счастливыми и беззаботными, дни мы бесстрашно обнимались с друзьями, жали руки знакомым, а уж захватить с собой при выходе из дома маску, перчатки и санитайзер для рук, нам и в голову не могло прийти…

Но, как бы то ни было, сейчас мы живем в новой реальности, а ученые мира все эти семь месяцев неустанно изучают и сам вирус SARS-CoV-2, и вызываемую им болезнь COVID-19. На некоторые вопросы уже удалось получить ответ, а что-то пока остается без ответа.

Что нового мы узнали за последнее время

1. Коронавирус и дети: всё сложно

В начале пандемии считалось, что дети болеют гораздо реже взрослых, а если болеют, то переносят болезнь легко, у них не бывает таких тяжелых симптомов, из-за которых взрослые не могут дышать и нуждаются в госпитализации. Однако все, что связано с COVID-19, очень непросто, и дети — не исключение.

Похоже, что среди детей уровень заражения примерно такой же, как и среди взрослых.

Хотя смертность детей и подростков от COVID-19 остается низкой, представление о неуязвимости этой группы населения оказалось мифом.

Мало того, судя по всему, дети и подростки вносят большой вклад в распространение инфекции, хотя многое в этом вопросе пока остается неясным.

Как выясняется, когда речь идет о COVID-19, нельзя «сваливать в одну кучу» детей младшего возраста и подростков. Последние, заразившись, распространяют вирус через выделения из дыхательных путей примерно на том же уровне, что и взрослые. А у заразившихся детей младше пяти лет хотя и обнаруживают высокую степень присутствия вирусных частиц в дыхательных путях, но насколько они при этом заразны для окружающих — пока точно не понятно. Кроме того, до сих пор так и не удалось разобраться, почему у маленьких детей инфекция так часто проходит бессимптомно.

Как бы там ни было, согласно последним данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) США, с начала пандемии частота госпитализаций детей с COVID-19, хоть и оставаясь сравнительно низкой, все же постоянно растет. И примерно каждый третий ребенок попадает в итоге в отделение интенсивной терапии. При этом самый высокий уровень госпитализаций — среди детей в возрасте до двух лет. Ну и, конечно, самое тревожное — то, что уже окончательно понятно: у небольшой части детей, инфицированных коронавирусом, спустя две-четыре недели после заражения развивается мультисистемный воспалительный синдром (MIS-C), когда иммунная система начинает атаковать собственные органы. К счастью, абсолютное большинство детей с MIS-C выздоравливает.

Смотрите в нашей галерее 15 фактов об этом коронавирусе:

2. Риск заражения зависит от разных условий и ситуаций

Ученые определили несколько ключевых моментов, при которых высок риск того, что инфицированный человек передаст вирус окружающим.

Фактически, чем ближе вы к источнику инфекции и чем дольше вы с ним контактируете, тем выше вероятность подхватить вирус, что, собственно, объясняет, почему, как правило, если заболевает один член семьи, заболевают все. Выше всего шансы заразиться в закрытом помещении, особенно если там плохая вентиляция — чем больше сквозняков, тем лучше, тем быстрее вирусные частицы рассеются.

Ношение защитных масок помогает снизить количество вирусных частиц, попадающих в атмосферу с вылетающими изо рта мельчайшими капельками выделений, но блокирует их не полностью.

Громкий разговор, тяжелое дыхание, пение, крик — во всех этих ситуациях в воздух выделяется особенно много вирусных частиц, поэтому специалисты и говорят о том, что открытие ночных клубов и фитнес-центров весьма рискованно. Правда, все это не значит, что вероятность заразиться, тихо беседуя с кем-то на свежем воздухе, отсутствует, просто она ниже.

Возможно, причина того, что длительный близкий контакт с инфицированным очень рискован, частично связана с тем, что для заражения необходимо подвергнуться воздействию некоего порогового уровня вирусных частиц. Кроме того, есть гипотеза, что тяжелая форма заболевания, которая развивается у некоторых людей, связана с тем, что они получили очень высокую «дозу» вируса.

Кроме того, исследователи установили, что сравнительно небольшая группа инфицированных людей — от 10 до 20% — ответственны за 80% новых случаев заражения, являясь так называемыми «суперспредерами». Такие массовые заражения часто происходят в барах, на вечеринках, среди работников мясокомбинатов — и зависят от множества условий: сколько людей собралось в одном месте, есть ли среди них инфицированный, как устроена вентиляция в помещении и есть ли она вообще, и так далее. «Суперспредеры», по неясным пока причинам, обладают повышенной способностью распространять вирус, но в целом эта способность зависит от стадий болезни. Судя по всему, пик заразности приходится на несколько дней перед появлением первых симптомов, что во многом объясняет то, как быстро и легко распространился новый коронавирус по планете.

3. Позитивным тест на коронавирус может быть еще долго после выздоровления, но это ничего не значит

Несколько месяцев тому назад в научной и медицинской среде было очень много тревоги по поводу того, что у некоторых людей, которые, казалось бы, выздоровели от COVID-19, тесты продолжают давать положительный ответ в течение еще многих недель. Заразны ли эти люди? Нужно ли менять рекомендации относительно длительности самоизоляции?

Но оказалось, что это проблема самого тестирования. Большинство тестов проводится с использованием полимеразной цепной реакции (ПЦР), которая выявляет крошечные фрагменты вируса SARS-CoV-2 в плазме крови. Но тест не позволяет определить, являются ли эти кусочки генетического кода частями вируса, который способен инфицировать кого-то еще, или же эти мелкие фрагменты совершенно безобидны и не представляют никакой угрозы.

Сейчас уже ясно, что люди с умеренной, неосложненной инфекцией остаются заразными в течение десяти дней после появления симптомов.

Правда, пациенты с тяжелой формой болезни и люди с ослабленной иммунной системой могут распространять инфекцию дольше. Но если еще долго после выздоровления вы получаете позитивный тест на коронавирус, это вовсе не значит, что вы представляете риск для окружающих.

В нашей галерее — 11 знаменитостей, которые перенесли COVID-19:

4. После перенесенного «шторма» можно ждать долгих негативных последствий

Назовите часть тела или систему организма, и окажется, что COVID-19 оставляет там свои «отпечатки».

Уже хорошо известно, что инфекция приводит к образованию тромбов в мелких и крупных кровеносных сосудах головного мозга, сердца и легких, что приводит к инсультам, инфарктам и фатальной закупорке легочной артерии.

Но среди ученых и врачей растет беспокойство по поводу того, что эти и другие тяжелые последствия для здоровья могут оказаться хроническими и сказываться всю оставшуюся жизнь.

Сердце

Запущенная вирусом гиперактивность иммунной системы настолько сильно ослабляет сердечную мышцу, что в будущем даже легкие инфекции будут приводить к развитию сердечной недостаточности, причем с таким риском могут столкнуться не только пожилые, но и молодые люди, предупреждают немецкие кардиологи. Уже сейчас некоторые пациенты, выздоравливающие после COVID-19, в том числе молодые и прежде здоровые спортсмены, жалуются на боли за грудиной и учащенное сердцебиение.

Мозг

Люди, у которых первым симптомом COVID-19 стала потеря обоняния и вкуса, могут обнаружить, что после выздоровления эти чувства к ним так и не вернулись, а кроме того, они страдают от головных болей и головокружений. Стало понятно, что за COVID-19 может следовать «хвост» таких психических расстройств, как повышенная тревожность, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство. Кроме того, у специалистов уже появился термин «ковидный туман» — наблюдающаяся у некоторых пациентов спутанность сознания. После перенесенной инфекции люди с трудом подбирают слова, не могут справиться с простейшими математическими примерами или просто не могут ни о чем думать.

Периферическая нервная система

В Италии у троих пациентов с COVID-19 развилась миастения гравис — аутоиммунное расстройство, поражающее защитные миелиновые оболочки нервных волокон.

Разрушение миелиновых оболочек в результате атаки собственной иммунной системы приводит к мышечной слабости, онемению конечностей, звону в ушах — и даже к психозу и галлюцинациям.

У части пациентов после COVID-19 развивается синдром Гийена-Барре — острая аутоиммунная реакция на инфекцию, проявляющаяся параличами, мышечной слабостью, нарушениями чувствительности.

Бросить всё и победить COVID-19. Смотрите в нашей галерее 11 бизнес-примеров:

5. «Дальнобойщики» так и не чувствуют себя выздоровевшими

Уже появилась целая прослойка людей, которые называют себя «дальнобойщиками». Они вроде бы пережили острую фазу COVID-19 и, по идее, должны были бы уже выздороветь, но, судя по всему, их возвращение к норме будет долгим.

Симптомы болезни у таких людей не проходят месяцами, они постоянно плохо себя чувствуют и никак не могут восстановиться.

«Дальнобойщики» объединяются в группы в соцсетях, где делятся друг с другом своими проблемами. Это помогает им не чувствовать себя одинокими в этой пугающей ситуации. Пока неясно, сколько всего таких случаев, в чем причина того, что здоровье не возвращается, и что с «дальнобойщиками» будет дальше.

Согласно опубликованному CDC в июле опросу, 35% людей с позитивным тестом на коронавирус и характерными симптомами COVID-19 (упадком сил, кашлем, одышкой) не были госпитализированы, но и не поправились, несмотря на то, что с начала болезни прошло уже три недели. При этом в возрастной группе 18–34 года, в которую вошли прежде совершенно здоровые люди, таких «дальнобойщиков» оказалось 20%.

6. Люди без симптомов способны распространять вирус

У части инфицированных людей (по разным данным, у 20% или даже больше) симптомы COVID-19 так и не появляются. Но это никак не влияет на их способность заражать окружающих. Точно так же, как и в случае тех, у кого симптомы пока не появились, хотя они уже заражены. Именно поэтому нужны все эти меры предосторожности — маски, социальное дистанцирование, мытье рук. Когда симптомы появились, пытаться защитить окружающих с помощью самоизоляции уже слишком поздно.

7. Инфицированные поверхности не столь опасны, как считали прежде

Еще весной все массово скупали санитайзер для рук, фанатично протирали все поверхности в доме, а некоторые даже устраивали «карантин» для почты и других предметов, попавших в дом снаружи, боясь заразиться, дотронувшись до них.

Но сейчас ученые пришли к консенсусу, что путь заражения через контакт с инфицированными поверхностями в случае COVID-19 не является основным. Во Всемирной организации здравоохранения заявляют, что до сих пор не было зарегистрировано ни одного случая заражения подобным путем.

Правда, справедливости ради стоит отметить, что при контакте с инфицированным человеком содержащие вирусные частицы мельчайшие капли, которые вылетают у него изо рта и носа, не только присутствуют в воздухе в виде аэрозоля, но и оседают на все поверхности вокруг. Поэтому отследить, каким именно путем вы заразились, не представляется возможным. Но мыть руки и протирать поверхности дезинфицирующим составом все же нужно, считают специалисты.

Маска — это красиво. Смотрите 20 фотографий со всего света:

Чего мы до сих пор не знаем

1. Как долго длится иммунная защита от повторного инфицирования?

Согласно текущим представлениям, COVID-19, как и другие инфекции, вызывает иммунитет, на некоторое время защищающий от повторного заражения. Но ученым пока не ясно, как долго продолжается эта защита.

При этом, несмотря на появляющиеся время от времени отдельные сообщения в СМИ о том, что некто, уже переболевший COVID-19, заразился повторно, ни одного научно подтвержденного подобного случая нет.

Все это говорит в пользу того, что COVID-19 похожа на другие инфекционные вирусные заболевания, включая те, что вызываются другими коронавирусами. Инфекция провоцирует иммунный ответ, то есть выработку антител и активизацию иммунных клеток, убивающих вирус (Т-клеток), который длится некоторое количество времени.

Появились сообщения, что уровень антител в крови переболевших быстро падает. Это вызвало у широкой публики беспокойство, что защита от вируса продолжается недолго и придется часто проводить ревакцинацию. Но иммунологи успокоили общественность, заявив, что это нормально, и при других вирусных инфекциях антитела постепенно исчезают, но при повторной встрече с патогеном их концентрация резко возрастает и они выполняют свою функцию, то есть предотвращают новое заражение.

Однако до сих пор неизвестно, какой уровень антител необходим для того, чтобы блокировать проникновение вируса в клетки, а также какую роль играют в защите от инфекции иммунные Т-клетки. Уровни антител, которые вырабатываются у переболевших, очень различаются, поэтому не исключено, что люди, у которых первоначальный иммунный ответ был слабым, не слишком хорошо защищены от повторного инфицирования. «Мы не знаем, ни как долго длится иммунный ответ, ни насколько он силен», — заявила недавно ведущий эксперт ВОЗ по коронавирусу Мария Ван Керкхов.

2. Что произойдет, если люди начнут заражаться повторно?

Имея в виду, что респираторные вирусные инфекции не вызывают стойкого иммунитета на всю оставшуюся жизнь, как, например, вирус, вызывающий корь, шансы на то, что в будущем население планеты будет регулярно болеть COVID-19, очень высоки.

Пример других коронавирусов, большинство из которых является возбудителями обычной простуды, то есть острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), подтверждает такой прогноз. Во всяком случае, как установили исследователи из Нидерландов, в течение десятилетий с регулярными интервалами измеряя уровни антител к четырем человеческим коронавирусам в крови людей, повторная инфекция наступает обычно в течение года после первой.

Некоторые ученые предполагают, что при повторных заражениях иммунная система будет быстрее реагировать на SARS-CoV-2, и течение болезни будет сравнительно легким. Если это правда, то со временем COVID-19 перестанет восприниматься как опасное заболевание, и превратится во вполне рядовую простуду.

3. Сколько вирусных частиц нужно, чтобы произошло инфицирование?

При встрече с патогеном важно не только, защищены вы или нет, но и с каким объемом вирусных или бактериальных частиц вы повстречались. Количество, достаточное для заражения, называется минимальной инфекционной дозой. У некоторых патогенов такая доза очень низка, и чтобы заразиться, нужно очень и очень немного. Но для вируса SARS-CoV-2 минимальная инфекционная доза, достаточная для заражения человека, пока не определена, а это важно для понимания самого процесса инфицирования.

Смотрите в нашей галерее 10 невероятных медицинских случаев, произошедших на самом деле:

4. Сколько человек на планете уже заразились и переболели COVID-19?

ВОЗ сообщает о 22 миллионах подтвержденных случаев, но на самом деле число инфицированных может быть несоизмеримо больше. Ограниченные возможности тестирования, большой процент бессимптомных носителей — все это приводит к тому, что ученые попросту не могут даже оценить, сколько случаев проходит «под радарами».

Недавно начатое массовое тестирование населения на антитела к SARS-CoV-2 в некоторых городах и штатах США уже показало, что истинное количество зараженных по крайней мере в десять раз превышает официальные данные о подтвержденных случаях инфицирования.

Тем не менее, по оценкам специалистов, даже в регионах, очень сильно затронутых пандемией, иммунитет к COVID-19 есть лишь примерно у 20% населения. Это означает, что до формирования популяционного иммунитета (когда в популяции так много переболевших людей, что вирус перестает циркулировать) пока далеко.

5. Почему некоторые люди тяжело переносят COVID-19, а некоторые нет?

Это, пожалуй, самый главный вопрос, который пока так и остается без ответа. Специалистов по инфекционным заболеваниям ставит в тупик тот широкий спектр проявлений COVID-19, который они наблюдают: полное отсутствие симптомов; очень умеренные симптомы; более выраженные симптомы, приводящие к долгим, длящимся месяцы, последствиям; тяжелая и очень тяжелая форма инфекции, часто приводящая к смерти.

Конечно, существует список факторов, способствующих тяжелому течению болезни — пожилой возраст, хронические заболевания, включая ожирение и диабет. Но в основе того, что здоровые 30-летние люди за пару дней буквально сгорают от COVID-19, явно лежат какие-то другие факторы. Некоторые ученые считают, что речь идет о генетических различиях между пациентами, другие изучают влияние на течение болезни группы крови пациентов.

Недавние исследования позволили выдвинуть новую гипотезу. Дело в том, что примерно у половины населения планеты есть иммунные Т-клетки, которые выработались в ответ на заражение другими, более безобидными коронавирусами, вызывающими простудные заболевания. Но не исключено, что эти «кросс-реактивные» Т-клетки способны точно так же распознавать и новый коронавирус, обеспечивая тем самым иммунный ответ, позволяющий избежать серьезных симптомов. Но так ли это на самом деле, пока неизвестно.

По материалам statnews.com

Читайте также:

Что страшнее: COVID-19 или сочинская больница?

«Осенью мы можем столкнуться с более тяжелым течением COVID-19»

«Это репетиция биологической войны»: врач Леонид Рошаль об уроках и последствиях пандемии

Смотрите наши видео:

Контент недоступен

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.