Наука и практика, , Чердак

Новое антитело узнало сразу четыре штамма гриппа

И спасло от птичьего гриппа почти всех зараженных мышей.
depositphotos.com

Ученые нашли антитело, которое распознает консервативный участок у самых распространенных штаммов вируса гриппа — свиного, птичьего и гонконгского. Авторы исследования считают, что это антитело может стать основой для новых противовирусных препаратов и вакцин, которые будут действовать против многих штаммов.Вирус гриппа, как и другие вирусы, опасен тем, что умеет быстро мутировать. Основная «зацепка», которой пользуются антитела, нейтрализующие вирус — белки-гемагглютинины, которые нужны ему для того, чтобы сесть на поверхность клетки. Без контакта с клеткой вирус был бы не опасен.

У гемагглютинина вируса гриппа есть головка, по которой антитела и распознают заразу, «лицо», по которому иммунная система узнает агрессора. К ней они крепятся, нейтрализуя таким образом опасную частицу. К сожалению, именно эта часть вирусного белка самая переменчивая, у разных вирусов она выглядит по-разному. Мутируя, вирус меняет свое лицо и прокрадывается мимо антител к беззащитным клеткам.

Ученые из США и Австралии решили найти антитело, которое сложно было бы обмануть с помощью махинаций с головками гемагглютинина. Они взяли кровь у пациента, который вакцинировался от разных штаммов вируса гриппа на протяжении 20 лет, в том числе от таких известных, как свиной, птичий и гонконгский.

Ученые выяснили, какое антитело узнавало все штаммы и связывалось с вирусным белком, как бы он ни выглядел. Они выделили его, назвали FluA-20 и отправили на дальнейшие опыты.

Сначала они испытали выделенное антитело in vitro, дав ему связываться с выделенными белками разных штаммов. Оказалось, что FluA-20 узнает ту самую головку, потому что «обращает внимание» не на то, что меняется, а на то, что остается неизменным. Вирус умеет менять белок, но ему все равно нужны какие-то постоянные части, чтобы не потерять способность связываться с клеточной мембраной. Эти-то консервативные части FluA-20 и распознает.

Далее ученые добрались до in vivo, то есть мышей. Грызунов, которым сделали инъекцию антитела FluA-20, заражали несмертельным гриппом (свиным, гонконгским и двумя штаммами птичьего) а затем наблюдали, как те теряют в весе. Контрольной группе уколов с антителом не делали. Через две недели все пациенты выздоровели, но те, которых защищал FluA-20, худели меньше. Зверьки с антителом, которых заразили H1N1 (свиной грипп), еще и набрали вес.

На других этапах мышей заразили уже смертельными штаммами. Мыши из контрольной группы, которых не лечили вовсе, гибли на восьмой день (в случае с штаммом гонконгского гриппа). Мыши с инъекцией антитела выжили все или почти все (гонконгский грипп все же убил 20% животных). Эксперименты, в которых мышей параллельно лечили препаратом осельтамивир (который в России продается как Номидес), показали, что FluA-20 лечит лучше — опять на 20%.

Ученые считают, что FluA-20 не нейтрализует вирус полностью, однако не дает ему прикрепляться к мембране клеток, делая неопасным. Кроме того, антитело мешает сборке новых вирусных частиц, связываясь с консервативной частью белков-гемагглютининов еще до того, как они соберутся в целую молекулу.

Возможно, результаты позволят создать вакцину против сразу четырех штаммов вируса — самого распространенного, H1N1 (один из его штаммов стал известен как свиной грипп), H5N1 и H7N9 (оба относятся к птичьему гриппу), H3N2 (гонконгский).

Читайте также: Человечество предупредили об угрозе собачьего гриппа

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.