Эксперимент был проведен сотрудниками кафедры изучения головного мозга и когнитивных процессов Массачусетского технологического института (MIT). Результаты исследования опубликованы в журнале Science of Learning.
Профессор Джеффри Гроссман (Jeffrey Grossman) привлек к участию в эксперименте сто студентов MIT, которым на семестр раздали фитнесс-браслеты, позволяющие круглосуточно следить за уровнем физической активности. Изначально цель Гроссмана и его коллег состояла в том, чтобы найти связь между академической успеваемостью студентов и их уровнем активности.
Для этого четверть участвующих в эксперименте студентов должна была регулярно посещать фитнес-класс и заниматься интенсивными тренировками. Однако, к разочарованию ученых, анализ данных показал, что никакой разницы в уровне успеваемости по итогам семестра между теми студентами, которые ходили тренироваться, и теми, кто этого не делал, нет.
В то же время анализ собранной за семестр информации позволил выявить другую очень выраженную взаимосвязь — чем крепче, дольше и качественнее студенты спали, тем более хорошие отметки получали за промежуточные и итоговые экзамены.
При этом оказалось, что, вопреки бытующим в студенческой среде представлениям, для того, чтобы хорошо сдать экзамен, недостаточно накануне хорошо выспаться. Однократный эпизод долгого сна в этом смысле не имеет никакого значения, важно регулярно высыпаться в течение учебного периода.
Еще одним сюрпризом для Гроссмана и его коллег стало обнаружение некоего временного порога, отправление в постель позже которого приводит к плохой успеваемости, даже несмотря на достаточную продолжительность сна. Таким пороговым временем оказалось два часа ночи. Если студенты ложились спать до этого времени, пусть даже очень поздно, в час или в полвторого ночи, и спали семь часов, это не оказывало негативного влияния на их оценки. Но если молодые люди регулярно отправлялись в постель позже двух часов ночи, их успеваемость начинала падать, даже несмотря на нормальную семичасовую продолжительность сна.
Помимо прочего, результаты эксперимента помогли Гроссману решить мучившую его много лет загадку — почему студентки в среднем учатся лучше, чем студенты.
Как оказалось, девушки в среднем обладают более правильными привычками, связанными со сном, — они, в отличие от юношей, всегда вовремя и в одно и то же время ложатся спать, спят более спокойно, крепко и продолжительно, и встают в одно и то же время. В чем причины таких гендерных различий, пока неясно.
Читайте также: Избыток сна опаснее для сердца, чем недосып