Наука и практика,

Московский суд отказал сибиряку в лечении ВИЧ

Полис ОМС дает право получать лечение в любом регионе РФ.
Фото Lori.ru

10 сентября Тверской суд г. Москвы рассмотрел дело Вячеслава П. к Московскому городскому центру профилактики и борьбы со СПИД, без предупреждения снявшему его с учета. Суд признал действия учреждения законными. Причина в том, что у Вячеслава нет московской прописки, уже 10 лет он живет в столице по временной регистрации. Не получая больше медицинской помощи, молодой человек с тяжелой стадией ВИЧ-инфекции попал в больницу и оттуда обратился в суд. Суд выиграл СПИД-центр, но Вячеслав готов дойти до Европейского суда.

О том, что Московский Центр СПИД больше не лечит людей с ВИЧ без московской прописки, начали говорить осенью 2013 года. Пациенты с временной регистрацией столкнулись с тем, что их не берут на учет, снимают с учета и не дают получать лекарства. Причину учреждение объясняет так: деньги на лечение теперь получают регионы, вот и ступайте по месту прописки, там все есть.

Я не требую от государства невыполнимого. Я требую того, что мне полагается по закону: права на бесплатную медицинскую помощь и права не быть погребенным раньше времени из-за того, что Москва хочет сэкономить свои деньги.
Вячеслав П.
Истец

«Уже не менее десяти человек обратились ко мне за консультациями о том, насколько законно снимать с учета пациента без московской  прописки, — говорит юрист по защите прав пациентов, участник движения „Пациентский контроль“ Александр Ездаков. — Но в суд по разным причинам они обращаться не стали. Как правило, им еще не требовалась терапия, и по месту прописки они не поехали. Таким образом, эти люди сейчас не наблюдаются ни в Москве, ни в своем регионе. Их состояние  ухудшается, они не проверяют вирусную нагрузку и однажды по скорой попадают в больницу в тяжелом состоянии».

Во время загрузки произошла ошибка.
Видео: Александр Ездаков

Так случилось и с Вячеславом. Он из Сибири, но с 2005 года живет в Москве. Диагноз свой он узнал в 2010 году.

«В Москве я живу и работаю уже 10 лет. Я даже не могу себе представить, как я отсюда уеду — здесь вся моя жизнь, — рассказывает Вячеслав. — На тот момент для того, чтобы встать на учет в Московский СПИД-Центр и получать лечение, нужна была прописка или временная регистрация. Отойдя от шока, я начал бюрократические процедуры: заключил договор на аренду квартиры, оформил регистрацию на пять лет и подал заявление в Департамент здравоохранения Москвы для получения „розового талона“ — направления для иногородних. После этого я встал на учет и регулярно сдавал кровь и делал флюорографию».

В январе 2015 года Вячеслав в очередной раз пришел сдать анализы и в регистратуре узнал, что он снят с учета. Он обратился с заявлением в Департамент здравоохранения г. Москвы о прикреплении в МГЦС. Но получил отказ с такой формулировкой: «Временная регистрация не является основанием для постановки на диспансерный учет».

«В конце августа 2015 года я сдал в платной клинике анализы на иммунный статус и вирусную нагрузку. И пришел в ужас: иммунный статус упал до 10 клеток! (терапию назначают, по разным рекомендациям, от 350 или 500 клеток, — прим. авт.) Но что делать, куда обращаться, я не знал. Я начал периодически терять сознание, я практически умирал. Друзья увидели, в каком я состоянии, и на днях вызвали „скорую“, которая увезла меня в инфекционную больницу. Врачи сделали анализы, сказали, что „показатели плохие“, но не назвали их».

На суде Вячеслав говорил о том, что гражданин России с полисом ОМС может получить медицинскую помощь в любом городе. Юрист Департамента здравоохранения Москвы (к которому относится МГЦ СПИД) парировала: деньги на ВИЧ-инфекцию выделены регионам на лечение своих жителей. Вот и Москве дали на москвичей, а, к примеру, Омску — на омичей. Суд принял сторону Департамента.

«Когда я получил одну из первых жалоб на ДЗМ в 2013 году, — говорит Александр Ездаков, — пациентка обратилась в прокуратуру Москвы. Та вынесла в адрес Департамента здравоохранения представление по факту выявленных нарушений прав пациента: прокуратура усмотрела нарушение прав пациента в выборе медицинского учреждения. Впоследствии прокуратура стала все аналогичные заявления пересылать в Департамент. Тот, как под копирку отвечал, что данная медицинская помощь оказывается только москвичам, имеющим постоянную регистрацию».

Департамент не вернул пациентку на учет, и она три года ничего не знала о своем здоровье. И только когда друзья прописали ее в своей квартире, она встала на учет и тут же начала лечение: показатели, как и у Вячеслава, были низкие.

После того, как пациентов снимают с учета,  их судьбой не интересуется никто. При этом по отчетам число людей с ВИЧ в Москве не увеличивается. Вячеслав — один из немногих людей, кто будет открыто добиваться своего права на лечение через суд, сейчас он готовится к апелляции. Уже известно о еще нескольких пациентах, которые готовят иски.

«Факт регистрации по месту проживания или регистрации не должен влиять на реализацию гражданами своих прав, — говорит Вячеслав. — Медицинская помощь гражданам России оказывается в рамках ОМС на всей территории страны по предъявлении медицинского страхового полиса. Тогда почему помощь ВИЧ-положительным гражданам должна оказываться исходя из привязки к региону рождения или прописки?

Для меня очевидно, что нет никаких препятствий для наблюдения и лечения в регионе фактического проживания, кроме нежелания отдельно взятого руководителя лечебного учреждения и чиновников территориального Минздрава.
Вячеслав П.
Истец

Пациентам с ВИЧ-инфекцией, проживающим в России, нередко приходится обращаться в суд. В частности ВИЧ-инфицированные пациенты, не являющиеся гражданами РФ, ранее сталкивались с тем, что их пытались депортировать из-за заболевания. Весной 2015 года Конституционный суд РФ признал такие попытки незаконными.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.