Участники акции, которая в этот раз была немногочисленной, требуют от федеральных и региональных властей проверить законность сокращения медучреждений в Москве, остановить вытеснения бесплатной медицинской помощи платными услугами, урегулировать нормирование рабочего времени врачей, отказаться от страховой модели медицины, перевести скорую медицинскую помощь из ОМС на бюджетное финансирование. Также протестующие обеспокоены тем, что здравоохранение становится платным.
Властями взят курс на коммерциализацию медицины. Сегодня мы видим повторение ситуации 1990-х годов: попытку рейдерского захвата социальных отраслей, в частности отрасли общественного бесплатного здравоохранения.
Коновал сказал, что попытки власти создать конкуренцию между государственной и частной медициной, которых заявляли в Минздраве, приведут к убыткам для государственного здравоохранения и к прибыли для частной медицины, представители которой не заинтересованы в здоровье населения. Также он осудил недавнюю инициативу Минфина сделать медицину платной и заявил, что власти открыто предлагают отказать гражданам в конституционном праве на бесплатную медицинскую помощь.
«Мы должны понимать, что если сейчас мы не начнем кампанию в защиту социальных отраслей, нас сомнут. Поэтому в 2016 году мы должны начать кампанию по объединению всех общественных сил», — заявил активист.
Другие участники митинга рассказали, что несмотря на реорганизацию работы в поликлиниках, работать не стало проще: уволенные из больниц врачи не пошли работать в поликлиники, время рабочего дня выходит за пределы рабочего времени, не хватает оборудования, а живые очереди превратились в электронные — записаться к врачу-специалисту через систему ЕМИАС также сложно, как и до введения системы.
Несмотря на беспокойство о будущем российской и московской медицины, многие участники протеста нацелены на продуктивные переговоры с властями. В результате протестной деятельности 2014 года сохранили от закрытия ГКБ№ 7, ГКБ№ 61, ГКБ №11 стала Центром паллиативной медицины. Эндокринолог Ольга Демичева, которая работала в КГБ№ 11, а сейчас работает в Центре паллиативной медицины, сказала «Здоровью Mail.Ru», что сегодня ситуация не так безнадежна, как в 2014 году:
«По сравнению с прошлым годом (хотя сегодня нас гораздо меньше) у меня более оптимистичное настроение. Тогда почти не было надежды на то, что мы можем что-то изменить. К нашему удивлению, мы смогли сохранить нашу больницу.
Мы сделали это ради наших пациентов, ради коллег, которые поняли, что надо бороться за свои клиники и меньше бояться.
Я испытываю определенный оптимизм и надеюсь на переговоры с руководством здравоохранения Москвы», — сказала она.
Первая крупная протестная акция московских медработников прошла в 2014 — тогда они выступили против закрытия больниц. Протестное движение медиков активизировалось после того, как 2014 году в Москве начали сокращать медработников и закрывать больницы. В конце октября прошлого года в интернет попал план-график сокращений, в котором числилось 28 больниц. В прошлогодней акции, по данным организаторов, приняли участие 4 тысячи человек, хотя по официальной статистике людей было намного меньше. Митинги продолжились в конце 2014 и в 2015 году, продолжилась и оптимизация: после мероприятий по оптимизации в Москве осталось 36 из 54 больниц. Врачам, потерявшим работу, правительство столицы выплачивало компенсации.
Весной 2015 года начались протесты среди врачей московских поликлиник, они объявили «итальянскую забастовку» — работу по инструкции. Требования активистов заключались в разумном нормировании рабочего времени и устранения проблем с зарплатами.