Происшествия,

MERS: грозит ли миру новая эпидемия?

Насколько опасен для человечества вирус ближневосточного респираторного синдрома?

В начале мая 2015 года 68-летний южнокорейский бизнесмен отправился в деловую поездку на Ближний Восток. Он не мог предположить, сколько шума наделает его возвращение на родину.

Почему Корея?

Именно так в Южную Корею попал коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (MERS). Возбудитель впервые был обнаружен в 2012 году в Иордании. Происхождение и механизмы распространения вируса до сих пор вызывают массу вопросов, против него нет клинически одобренных лекарств и вакцин (об экспериментальных методах диагностики и лечения сообщали Корея и Китай). При этом заболевание характеризуется высокой смертностью — погибают около 36% больных.

Первый случай MERS в Южной Корее зарегистрировали 20 мая 2015 года. По данным на 21 июня 2015 года в стране 169 заболевших, 25 погибших, более 6500 человек находятся на карантине дома или в больницах.

Случаи MERS зарегистрированы в 25 странах  мира (в статистику ВОЗ не вошли некоторые страны, например, Испания, где случай заболевания коронавирусом был зарегистрирован в 2014 году). Почему же внимание СМИ, общества и Всемирной организации здравоохранения привлекла именно Южная Корея? Дело в том, что вспышка в этой стране — самая крупная за пределами Саудовской Аравии.

Что делает мир?

На экстренном заседании ВОЗ 16 июня южнокорейскую вспышку признали «большой и сложной», однако медики не видят никаких поводов объявлять глобальную чрезвычайную ситуацию. Эксперты ВОЗ даже не рекомендуют странам-участницам ограничивать туризм и торговлю с Южной Кореей: достаточно информировать людей о возможных рисках и научить правильно себя вести, чтобы не заразиться, считают они. А вот Ростуризм не рекомендует  россиянам посещать Южную Корею, держаться подальше от «заразной» страны советуют своим гражданам власти Малайзии и Филиппин.

Реальна ли опасность?

Одной из первых жертв MERS стал шестдесятилетний житель  Саудовской Аравии. У мужчины развилось заболевание, симптомы которого сильно напоминали острое воспаление легких, в июне 2012 года он умер от почечной недостаточности. С тех пор было выявлено более 1200 инфицированных человек, около 500 из них погибли.

Ученые считают, что человек мог получить вирус от верблюдов или летучих мышей, обитающих на территории Саудовской Аравии – именно у этих животных обнаружены штаммы вируса, похожие на те, что вызывают болезнь у человека. Сейчас эксперты ВОЗ склоняются к «верблюжьей» версии, а летучие мыши, скорее всего, — конечный резервуар.

Вероятно, заражение происходит во время контакта с верблюдами, употребления в пищу верблюжьего молока и мяса, но этот вопрос все еще остается открытым. Ученые искали антитела к коронавирусу и у других животных, но поиски пока не дали результатов.

Вирус можно получить и от больного человека, но лишь при длительном и тесном контакте.

Симптомы заболевания напоминают ОРВИ: повышение температуры, озноб, боли в мышцах, кашель, боли в горле, недомогание. В течение недели развивается острая пневмония, которая может привести к гибели.

Врачи назначают больным симптоматические средства, вакцины пока тоже не разработаны, хотя попытки предпринимаются уже давно.

Всеобщая паника

Представьте себе страну, в которой все как один ходят в медицинских масках, каждый десятый сад и школа закрыты, более шести тысяч человек заперты дома, а по телевизору и в газетах ежедневно рассказывают о новых заболевших и погибших. И все это из-за инфекции, о которой даже ученые пока еще мало что знают.

Жутковатая картина. Ее не в последнюю очередь создают активные меры южнокорейских властей, и на это есть причины. Во-первых, в Азии хорошо помнят атипичную пневмонию, унесшую в 2003 году почти 800 жизней (погибли примерно 10% зараженных).

Во-вторых, власти и система здравоохранения Южной Кореи не были готовы к вспышке и отреагировали с опозданием. Первому заболевшему, вернувшемуся с Ближнего Востока, диагноз установили лишь на девятый день после того, как он обратился за помощью. За это время он успел полечиться в четырех разных больницах, проконтактировать с медицинским персоналом и другими пациентами, его посещали родственники, и все это происходило в переполненных приемных, в плохо вентилируемых палатах .

Южнокорейский министр здравоохранения Мун Хун-пье (Moon Hyung-pyo) сказал по этому поводу 2 июня: «Мы приносим извинения за то, что поначалу не смогли адекватно отреагировать. Мы были слишком расслаблены».

Как только стало понятно, что в Южной Корее возникла вспышка новой инфекции, власти сразу же сообщили об этом ВОЗ и начали принимать активные меры.

Что на самом деле?

В целом MERS не очень тянет на эпидемию глобального масштаба. С 2012 года во всем мире было выявлено менее 1500 больных (в то время как количество заразившихся атипичной пневмонией — 8000 человек). Болезнь отличается низкой заразностью и передается от человека к человеку ограниченно.

Это заболевание не так заразно, как многие респираторные инфекции человека. Люди не являются главным хозяином этого вируса, так что он не очень хорошо приспособлен для распространения от человека к человеку.
Эндрю Пекош
вирусолог, университет Джонса Хопкинса

Вирус «сидит» в нижних отделах легких и слабо выделяется в воздух во время кашля. Для заражения нужен продолжительный тесный контакт – именно это и произошло в корейских больницах. Больные передают инфекцию, как правило, медперсоналу, соседям по палате, ухаживающим родственникам. Чаще всего это происходит при несоблюдении личной гигиены и недостаточных мерах профилактики.

Сейчас основные очаги распространения инфекции – некоторые клиники в Сеуле и в провинции Кенги-до. Медики из Южной Кореи и ВОЗ подтверждают, что вирус в основном поражает людей в больницах, и нет доказательств того, что он циркулирует в общей популяции.

Передаваться через технику коронавирус не может. Только от животного или человека к человеку. Причем контакты с больным должны быть тесными. Что касается того, когда людей отстраняют от работы, это регламентируется нормами каждой отдельной страны. Но, конечно, как только у рабочего обнаруживают какие-либо симптомы коронавируса, его сразу же изолируют, а его коллег дополнительно обследуют в больнице.
Петр Никифоров
врач-эпидемиолог

Теперь о пугающей статистике смертности от MERS – 36%. Из всех инфицированных с 2012 года, 36% погибли от пневмонии, сепсиса, почечной недостаточности и других осложнений. В Южной Корее число погибших достигло 24 человек, самому молодому из этих пациентов – 58 лет, а многие — старше семидесяти. У молодых же людей заболевание чаще всего протекает в легкой форме.

Многие умершие от MERS на момент инфицирования уже имели хронические заболевания — не стал ли для них вирус последней каплей?

Возраст людей, заболевших в Южной Корее, — от 16 до 87 лет;  не был инфицирован ни один ребенок. Согласно общемировой статистике, среди заболевших всего 3% детей младше 14 лет .

Не исключено, что коронавирус ближневосточного респираторного синдрома может стать высокозаразным и опасным для людей, даже вызвать пандемию, если он мутирует, теоретически это возможно. Но до сих пор, по крайней мере, с 2012 года, этого не произошло: в Корее возбудитель тот же, что и на аравийском полуострове.

Предпринимаются попытки лечить заболевание путем воздействия на вирус. Недавно двое больных из Южной Кореи согласились на переливание плазмы крови от выздоравливающих пациентов. Также ученые разных стран работают над созданием вакцины. 

На днях минздрав Южной Кореи сообщил, что пик заражения пройден. По мнению экспертов ВОЗ, быстро остановить инфекцию не удастся. За выходные вирус поразил еще трех человек. Две новых жертвы – медицинские работники, которые ухаживали за пациентами.

По данным на утро воскресенья, 21 июня, 43 пациента с MERS выздоровели, их выписали из больниц, на лечении находится 101 человек, состояние 14 человек нестабильное.  От MERS умер еще один пациент — мужчина 63 лет, у него были ишемия миокарда и диабет.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.