Почему ребенок не хочет учиться?

В сентябре Аня пошла в школу. Это было долгожданным и в то же время тревожным событием для всей семьи. Мама замечала, что с ребенком происходит что-то не то: малышка поздно начала говорить, медленно думает, теряется в сложных ситуациях – не знает, что ответить и как правильно поступить, но местный врач сказала, что с ребенком все нормально. Говорит? – Да. Ориентируется в пространстве? – Вполне. Слышит и видит хорошо. Ну и чего вы хотите от доктора?

А хотелось все же разобраться, почему ребенок кажется отстающим на фоне бойких 7-леточек, которые уже умеют хорошо писать и читают стихи без запинки. В последний год в детском саду девочка, мягко говоря, не блистала успехами – с трудом запоминала новую информацию, долго училась писать, с трудом пересказывала услышанные сказки. «Что с ней будет в школе?», – с тревогой думала мама и ее опасения оказались не напрасными.

Аня сразу стала отстающим учеником. Учеба давалась ей с большим трудом – несмотря на старания ребенка, ей было трудно получить хорошую оценку. Сколько слез было пролито над учебниками – и все зря. Что обидно – ребенок действительно старался, но получалось как в известной поговорке: «В одно ухо влетит, в другое – вылетит». Весной Аня заявила, что больше не хочет ходить в школу. Ее можно понять – кому хочется быть предметом насмешек в классе? Даже у самого маленького человека есть самооценка, которую нетрудно ранить.  

И тут мама собрала дочку в охапку и поехала в районный центр – показать ребенка специалистам. Вердикт детского психолога не был неожиданным: задержка психического развития. Испуганную маму тут же успокоили: это не болезнь, но девочке нужно помочь, с ней нужно постоянно заниматься. 
 
Что нужно знать о задержке психического развития

Все дети развиваются с разной скоростью, и если одни к 7-летнему возрасту готовы учиться, то другие еще «не доросли». Эта незрелость связана с особенностями развития нервной системы – у одних детей оно происходит с нормальной скоростью, у других немного замедляется. При этом дети с задержкой психического развития не являются больными или дефективными, ЗПР – функциональное расстройство нервной системы, особенность ее созревания.

Основная проблема, возникающая при задержке психического развития – замедление некоторых психических процессов. Может страдать память – как краткосрочная, так и долгосрочная. В связи с этим ребенку сложно усваивать необходимые объемы информации. Страдает и концентрация внимания – способность осознанно удерживать внимание на определенной задаче, например, на выполнении домашнего задания. Дети с ЗПР испытывают трудности, используя свой «багаж знаний», они теряются, когда нужно быстро усвоить новую информацию, быстро дать правильный ответ на вопрос.  

Стоит обратить внимание, что воля и эмоции при задержке психического развития не страдают. Ребенок с ЗПР может быть обычным отзывчивым и дисциплинированным ребенком, который, в отличие от сверстников, думает медленней. Это состояние не мешает заниматься спортом – координация движений и активность не страдают.

Дети с ЗПР могут стать в классе объектом насмешек по причине низкой успеваемости, но социальными аутсайдерами они не становятся. Так как эмоциональная сфера не страдает, дети без труда вливаются в коллектив, находят новых друзей, участвуют в общих играх и подчиняются общепринятым правилам. Если ребенок замкнут, не общителен, не стремится играть с другими детьми, есть вероятность, что у него более серьезное нарушение, чем задержка психического развития.

Прогноз и лечение

Большинство родителей обращают внимание на задержку развития своего ребенка еще в раннем возрасте. Это дает возможность своевременно обратиться к детскому психологу и при необходимости пройти перед школой коррекционный курс. В крупных городах существуют специальные дошкольные центры для детей с ЗПР, где с ними работает целый штат специалистов: логопеды, дефектологи, социальные психологи, педагоги. Для развития используются специальные методики, позволяющие развивать речедвигательные центры.

При хорошей коррекционной терапии ЗПР удается преодолеть, и ребенок со временем «перерастает» свою проблему. На определенном этапе нервная система ускоряет свое развитие, и мыслительные функции развиваются быстрей. В это время отстающий школьник начинает учиться лучше, усваивает больше информации, и догоняет в развитии одноклассников. Но для благоприятного прогноза необходимы совместные усилия специалистов и родителей. И кроме коррекционной методики рекомендуется подключать лекарственную поддержку.

Для поддержки нервной системы назначаются лекарственные препараты, улучшающие питание клеток головного мозга. Но одного питания может быть недостаточно, для лучшего эффекта требуется улучшение связей между разными отделами коры головного мозга. С этой целью может быть рекомендован Тенотен детский*. Препарат влияет на  питание нейронов и может способствовать более быстрому образованию связей между отделами мозга.    

Масса клинических исследований показала, что прием Тенотена детского* может способствовать улучшению памяти, концентрации внимания и усидчивости. А эти качества просто необходимы для хорошей учебы в школе.

Многие родители не хотят лишний раз давать ребенку лекарственные средства, опасаясь негативного воздействия на головной мозг. В этом сомнении есть и доля правды – психотропные и успокаивающие средства могут сделать ребенка вялым и заторможенным. А это не лучшим образом сказывается на его способности к обучению.

Тенотен детский* хоть и влияет на развитие нервной системы, но к психотропным средствам не относится. Это лекарство не вызывает сонливости, позволяя ребенку оставаться активным и бодрым в течение дня.  

Помочь ребенку с задержкой психического развития непросто, для этого придется приложить немало усилий, но не стоит беспокоиться и опускать руки. В большинстве случаев ребенок догоняет в развитии своих сверстников.

Опубликовано на правах рекламы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.