2020 год определенно войдет в историю медицины и науки в целом. Как и многие подлинно исторические события, пандемия коронавируса SARS-CoV-2 станет одновременно трагедией и основой для будущего прогресса. Впрочем, не коронавирусом единым жива медицинская наука (пусть иногда и кажется, что иной новостной повестки не осталось вовсе).
Проект Здоровье Mail.ru выбрал 10 ключевых научных событий в мире медицины этого года. Что-то мы наверняка забыли, а что-то сегодня нельзя оценить в полной мере — и лишь спустя годы станет понятно, что достижение «Икс» родилось в 2020-м. И все-таки — попытка подвести небольшой итог.
1. Доскональное изучение коронавируса
Поначалу, в январе, большинству из нас казалось, что вспышка неизвестной инфекции в далекой китайской провинции — всего лишь еще одна локальная эпидемия, каких даже в XXI веке мы повидали немало. Однако исследовательское сообщество повело себя вопреки мнению большинства, очень быстро бросив все силы на изучение нового коронавируса, получившего имя SARS-CoV-2.
Его геном расшифровали уже через считаные недели после выявления возбудителя 31 декабря 2019 года в китайской провинции Ухань, а спустя примерно месяц — подтвердили способность передаваться от человека к человеку. В начале февраля в публичном доступе появились снимки нового коронавируса, сделанные с помощью электронного микроскопа, и тогда в целом стал понятен механизм его воздействия на человека.
Пересказ всех шагов, которые сделала мировая наука в изучении вируса, который распространился так, что к 11 марта был назван причиной пандемии, занял бы десятки страниц.
Важно одно: в отличие от историй с атипичной пневмонией (SARS) и ближневосточным респираторным синдромом (MERS), когда исследования вирусов практически остановились, как только эпидемия замедлилась, в случае с SARS-CoV-2 ученые всех стран не отступили и действительно досконально изучили все особенности нового коронавируса.
Слово «новый» стало казаться неуместным уже весной: человечество знало о нем больше, чем о тысячах других вирусов, хотя и не понимало еще, как его эффективно лечить.
Смотрите в нашей галерее, какие факты о коронавирусе были известны уже тогда:
2. Тесты на коронавирус
Исследования первых пандемических месяцев — и доступность всех данных о них — стали основой для того, чтобы уже к марту-апрелю появились достаточно надежные тесты на коронавирус и на антитела к нему. ПЦР-тесты до сих пор остаются ключевым методом проверки, заразился ли человек SARS-CoV-2, несмотря на то, что не дают 100%-ной надежности — тут важна их относительная простота и скорость. Тесты на антитела более достоверны, но для их проведения нужны полноценные лаборатории.
Та система тестирования, которая сложилась благодаря исследованиям первого квартала 2020 года, весь год доказывает свою высокую эффективность — само собой, и здесь есть, к чему стремиться, как в России, так и за рубежом, но по крайней мере, это та база, с которой можно работать. Помните: год назад не было никаких тестов вообще.
3. Первые вакцины от коронавируса — в рекордный срок
Где-то с конца лета в «коронавирусных» новостях по всему миру появляется нотка надежды, связанная с разработками вакцин, которые ведутся в России, США, Китае, Великобритании и других странах. К середине ноября в этой гонке выявились четыре очевидных лидера: коллаборация американской фармкомпании Pfizer и немецкого биотехнологического стартапа BioNTech, американская же биотехнологическая компания Moderna, британская фармкомпания AstraZeneca совместно с Оксфордским университетом и российский Центр имени Гамалеи с вакциной «Спутник-V».
Эффективность вакцин, согласно данным третьей фазы клинических исследований, колеблется от 70 до 95% — и хотя побочные эффекты от них пока весьма существенны, долгосрочное воздействие на организм и длительность действия не оценены, а особенности хранения и производства затрудняют оперативное развертывание масштабной программы вакцинации, в 2021 год мир вступает с большими надеждами на эти препараты. В России и Великобритании программы вакцинации уже стартовали.
Так или иначе, столь быстрая разработка такого количества вакцин (а на подходе еще как минимум десяток), да еще и с применением абсолютно инновационных технологий вроде мРНК-вакцин (Pfizer/BioNTech, Moderna) — беспрецедентное в истории мировой науки достижение.
Впереди еще много споров о том, как проводить и отчитываться об исследованиях, но сейчас превыше всего — спасение сотен тысяч человек от COVID-19. Время для дискуссий — дальше.
4. Прорыв телемедицины
Онлайн-медицина вот уже двадцать лет пребывает в зачаточном состоянии, пуская лишь робкие ростки то тут, то там (например, в деле сопровождения инсулинозависимых в США есть заметные успехи). Однако именно в 2020 году, в период карантинов, локдаунов и самоизоляции, необходимость в дистанционном общении с врачом стала особенно очевидной. Свои телемедицинские сервисы запустили десятки организаций и IT-компаний; появился свой сервис и у проекта Здоровье Mail.ru.
5. Технология CRISPR-Cas заслужила Нобелевку
Нобелевская премия по химии за 2020 год присуждена французской ученой Эммануэль Шарпантье и американке Дженнифер Даудне — они создали метод редактирования генома CRISPR/Cas9. Эта технология позволяет вносить точечные изменения в ДНК любых организмов, от вирусов до человека, и ученые связывают с ней будущую победу над многими и многими заболеваниями: например, над ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Подробно об этой технологии мы писали после объявления победителей.
6. ВИЧ научились лечить?
К слову, о ВИЧ и СПИДе: 2020-й, судя по всему, стал прорывным в лечении этого заболевания. На 23-й международной конференции AIDS-2020 ученые из Федерального университета Сан-Паулу (Бразилия) рассказали о пациенте, который очистился от вируса только благодаря лекарствам. До него в истории уже были два человека, так называемые берлинский и лондонский пациенты, которые избавились от ВИЧ, но в обоих случаях помогла пересадка костного мозга от донора с мутацией в гене CCR5. А вот «бразильский пациент» стал первым, кто вылечился благодаря грамотно продуманной АРВ-терапии. Дальше вопрос в воспроизводимости этого опыта.
Как нельзя заразиться ВИЧ:
7. Новые антибиотики на подходе
Проблема антибиотикорезистентности может стать одним из главных вызовов, которые встанут перед человечеством в обозримом будущем. И пандемия COVID-19, во время которой антибиотики применяются порой бездумно и без особой необходимости, может сыграть свою страшную роль.
Если объяснять все на пальцах, то суть проблемы такова: чем активнее мы применяем антибиотики, тем скорее бактерии становятся устойчивыми к ним — и тем отчетливее перед нами встает перспектива остаться без палочки-выручалочки, ставшей одним из краеугольных камней мирового здравоохранения.
В 2020 году поиску новых антибиотиков наука отдала немало сил и, к счастью, здесь есть добрые вести: в сентябре об открытии эмерициллипсина А отчитались тюменские исследователи, в феврале ученые из Массачусетского технологического института обнаружили хэлицин, а в декабре в Nature была опубликована статья, в которой описан новый класс антибиотиков двойного действия, эффективных против «супермикробов» — бактерий, уже выработавших устойчивость к существующим препаратам. Ни одна сторона — ни человеческая, ни бактериальная — пока еще не сказала последнего слова в этой битве.
8. Рак можно будет выявить с помощью анализа крови
Онкозаболевания остаются одной из ключевых причин смертности по всему миру, а проблема раннего выявления рака и предрасположенности к нему — в числе самых острых. В 2020 году в Великобритании стартовали испытания универсального анализа крови, позволяющего выявить до 50 типов онкозаболеваний на самой ранней стадии. Исследование завершится в 2023 году, и если оно покажет свою эффективность, то уже в середине десятилетия анализы крови на рак станут массовые — и вместо проблемы своевременной диагностики медицинскому сообществу предстоит решать проблему ложноположительных тестов. Что, конечно, огромный шаг вперед.
9. Одобрены новые лекарства от рассеянного склероза
Как это часто бывает, препарат изначально предназначался для других целей: офатумумаб впервые был одобрен FDA (Администрацией США по продуктам питания и лекарствам) в 2009 году для лечения хронического лимфолейкоза, а в 2020-м был перепрофилирован для лечения рецидивирующих форм рассеянного склероза (РС).
Практически одновременно с этим в российский список «12 высокозатратных нозологий» попал препарат окрелизумаб, предназначенный для лечения первично-прогрессирующего рассеянного склероза — эта форма характерна для 15% выявленных случаев заболевания РС.
10. Болезнь Альцгеймера научатся прогнозировать
Анализ крови на болезнь Альцгеймера — еще одна маленькая медицинская революция 2020 года. Ученые научились выявлять соответствующие биомаркеры в плазме крови примерно за четыре года до появления первых симптомов заболевания — а значит, подобный анализ крови можно будет включать в программы ежегодной диспансеризации и рекомендации для пациентов.
Читайте также:
Смотрите наши видео: