Нейробиологи выяснили, почему в старости падает интерес к учебе

С годами активность нейронной цепи, отвечающей за мотивацию к познанию, угасает.
ee23fbff580de3bba49147b046419591.jpg
Источник: Кадр из сериала «Студия 30»

Результаты исследования, проведенного группой нейробиологов из Массачусетского технологического института (США), опубликованы в журнале Cell.

С возрастом людям все труднее заставлять себя, что называется, «встать и пойти», чтобы начать, узнать, принять участие в чем-то для себя новом, отметила ведущий автор исследования, профессор Энн Грэйбил (Ann Graybiel). Потеря мотивации, страх перед новым и непривычным, нежелание учиться очень плохо отражаются на социальной жизни пожилых людей.

Уже несколько десятилетий Грэйбил и ее коллеги изучают стриосомы, кластеры клеток, распределенных по всему полосатому телу (стриатуму) — структуре головного мозга, регулирующей двигательные функции, работу внутренних органов, формирование условных рефлексов. Не так давно ученым удалось установить, что стриосомы играют важную роль в принятии тяжелых, сложных решений, когда приходится взвешивать их хорошие и плохие последствия. К примеру, когда нужно решить, соглашаться ли на работу с высокой зарплатой, но требующую долгого расставания с семьей и друзьями. Между стриосомами и вырабатывающими «гормон удовольствия» дофамин клетками другого участка мозга, черной субстанции, существуют активные нейронные связи, благодаря которым мы получаем вознаграждение, преодолев трудности.

11 продуктов, которые спасут от деменции, — в нашей галерее:

4bafc151-3e78-44c4-a65a-86b5bd925af8.jpg
02.jpg
4cfc594b-f5ec-4d02-8834-4967003ed860.jpg
cb27f361-4c3b-45bb-8cb2-12678e446d0c.jpg
19e5dae9-b8af-4804-960f-c67f9c6fc7b1.jpg
11

На этот раз, в ходе экспериментов на мышах, которых обучали выбору между новыми заданиями с плохим и хорошим исходом, исследователи выяснили, что от активности стриосом зависит, какое решение в итоге будет принято — то есть перевешивает ли потенциальное вознаграждение те проблемы, с которыми придется столкнуться на пути к цели, стоит ли одно другого. «Для того чтобы выжить, необходимо обладать способностью к обучению, в частности, учиться понимать, что приведет к хорошим последствиям, а что — к плохим. Один человек решает, что ожидаемая польза столь высока, что он готов смириться с возможными затратами и неудобствами, а для другого эти трудности перевешивают, и он отказывается от всех наград», — поясняют ученые.

Эксперименты показали, что пожилые мыши, чей возраст соответствовал человеческим 60+, теряют мотивацию и не хотят учиться новому, даже если оно обещает им хорошее вознаграждение.

Такое поведение сопровождалось падением активности стриосом у пожилых по сравнению с молодыми животными. Однако когда ученые искусственно усиливали активность этих клеток, мыши начинали снова интересоваться выполнением новых сложных заданий. При подавлении активности стриосом животные опять теряли интерес к учебе.

В настоящее время Грэйбил и ее коллеги разрабатывают препараты, способные стимулировать активность нейронных связей между стриосомами и клетками черной субстанции. Такие лекарства потенциально могут помочь не только пожилым людям, но и пациентам с депрессией, тревожностью, посттравматическим стрессовым расстройством, которые тоже сталкиваются с потерей мотивации и теряют способность принимать решения.

Читайте также:

7 «сказочных» болезней, которые существуют на самом деле (вы удивитесь):


 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.