Из регионов страны поступают сообщения о невозможности сделать тест на ковид — ни платно, ни бесплатно, об очередях в поликлинику, не доехавших скорых, отказе в госпитализации, анализах и компьютерной томографии (КТ). Мы поговорили об этом с заболевшими из пяти регионов страны.
Иркутская область. «Вы ковидный больной — врач не придет»
Жанна Федорова живет в Ангарске и преподает в частной школе, ей 48 лет. У знакомой, с которой она виделась перед этим, 6 октября подтвердили коронавирусную инфекцию. Жанна сразу же сдала анализ в платной клинике и самоизолировалась дома.
— Уже 8 октября мне сообщили, что ковид подтвердился. Я позвонила в поликлинику, сообщила об этом, но мне ответили: «Ждем постановления Роспотребнадзора». Туда дозвониться было невозможно. Лечения никакого мне не назначали, врач не приходил. В поликлинике мне прямо говорили: «Так как вы ковидный больной, врач к вам не придет. В больницу вас госпитализируют только как тяжело больного», — рассказывает она.
Справка. В Иркутской области зафиксировали более 21 тысячи случаев коронавирусной инфекции, 187 из них приходится на 16 октября. В больницах находится более 2 тысяч пациентов с ковидом. За время пандемии умерло 297 человек с этим диагнозом, 5 — за последние сутки.
Жанна чувствовала слабость, у нее поднялась температура. За помощью она обратилась к знакомому врачу, которая работает в ковидном госпитале. Та посоветовала начать лечение и дала схему. Терапевт из поликлиники позвонила ей только 12 октября, но не пришла лично, к антибиотикам добавила антикоагулянты. И сказала: «Если будет хуже, вызывайте скорую, а я буду вам звонить».
— И вскоре мне стало хуже, я начала кашлять, позвонила в поликлинику направление на анализы крови и КТ. Услышала в ответ:
«Нет, раз у вас состояние средней тяжести, значит, КТ вам не положено. Мест на КТ нет, мы отправляем только тяжелых. А анализы у вас не возьмут, так как вы болеете, к вам никто не придет. Ни платно, ни бесплатно», — цитирует медиков Жанна.
Она пыталась сделать КТ за деньги, но это оказалось невозможно.
— До эпидемии КТ можно было сделать и платно, и бесплатно, на наш небольшой город было 4 аппарата. А сейчас огромные очереди на КТ в государственных учреждениях, больницы и госпитали переполнены, туда направляют только тяжелых. И платно не сделаешь. Я сегодня утром обзвонила все медцентры, нигде не нашла. Буду искать платное КТ в соседнем Иркутске, — заключает пациентка.
Жанна упоминает, что сейчас в Ангарске трудно сделать даже платный мазок на ковид — за ним очереди. Ее мужу бесплатный тест сделали 15 октября, а 17-летний сын все еще ждет обследования. Семья находится на самоизоляции.
— Я пропила уже два курса антибиотиков. Из неприятных, пугающих ощущений были отек горла, дышать было больно, словно ком стоял. Обоняние пропало, третий день кашляю, но одышки нет, только теснота в груди. У меня хронический бронхит. Температуры нет, но пугает кашель. Меня же никто не слушал — что там в легких? А какие у меня сейчас анализы крови? — возмущается Жанна.
Заместитель министра здравоохранения Иркутской области Галина Синькова заявила, что регионе бесплатные тесты на коронавирус обрабатывают только 12 лабораторий, а также филиалы российских сетей. Этих объемов не хватает. На обработку одного теста уходит 48 часов, еще сутки дают на информирования пациента о результате.
Поэтому бесплатные тесты делают в первую очередь пациентам госпиталей, пациентам с подтвержденным коронавирусом или диагностированной пневмонией, а также людям, которые прибыли из других стран с признаками инфекции. В случае контакта с пациентом, у которого подтвердили ковид, тест делают через 8–10 дней, подчеркнула Синькова.
«Правмир» отправил запрос в Минздрав Иркутской области, чтобы выяснить, почему к пациентке с подтвержденным коронавирусом не назначили лечение сразу после обращения и отказали ей в анализе крови. На момент публикации редакция ответа не получила.
Кемеровская область. Пациентка с температурой 40 ждала в приемной 8 часов
В Кемерове пациентка в тяжелом состоянии, которую привезла в стационар скорая, около 8 часов ждала приема с температурой 40, без возможности сходить в туалет или попить воды. Об этом ее дочь, Александра Агеева написала в соцсетях губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву.
До госпитализации температура у мамы Александры не спадала шесть дней. В поликлинике сказали ждать врача дома, но за это время никто не пришел, отметила собеседница «Правмира».
«Пока ее везли в больницу, по пути скорая заехала ещё к четырем пациентам! Мама все это время ждала в машине. Потому что других экипажей нет. Потом восемь часов ей пришлось ждать в крохотном душном непроветриваемом помещении, еще с двумя десятками таких же больных людей, каждый из которых с высоченной температурой, кашлем, тошнотой и ватными ногами. Люди стоят вплотную друг к другу. Здесь уже не до социальной дистанции. Стоят и лежат на полу. Потому, что стульев на всех не хватает», — написала Александра Агеева в обращении к губернатору.
После 8 часов ожидания женщина была все-таки госпитализирована с двусторонней пневмонией.
Многочасовую очередь в приемном отделении «Правмир» попросил прокомментировать Минздрав Кемеровской области, но ответа пока не получил.
Справка. В Кемеровской области с начала пандемии выявили 12 585 пациентов с ковидом, из них за 16 октября — 176. Выздоровели 8 850 человек, умерли 165, из которых за сутки — четыре.
15 фактов о коронавирусе — в нашей галерее:
С невозможностью вызвать скорую или дождаться терапевта из поликлиники столкнулся свекр Ольги Рогалевой из Белово. В ее семье первым заболел сын, который живет в Новосибирске. Он еще не знал об этом, когда приехал в гости к родителям, бабушке и дедушке в поселок Новый городок.
— Через три дня после отъезда сына заболел мой 74-летний свекор. Уже 4 октября у него поднялась температура до 39,5, — рассказала Ольга «Правмиру». — Звоним в скорую. Там говорят: «Мы не приедем, вызывайте врача из поликлиники». Свекровь кое-как туда дозвонилась. День прождали, но врач так и не пришла. В 8 вечера опять вызвали скорую, а там сказали: «Выезжаем только к детям и сердечникам, вызывайте терапевта».
Терапевт приехала к пенсионеру 6 октября, взяла тест на ковид и сказала, что нужен рентген. Предложила сделать его платно в Белово — в Новом городке, где живет семья, он не работал. Супруг Ольги сам повез отца делать снимки, рентгенолог поставил диагноз: двусторонняя полисегментарная пневмония вирусной основы. Как и у сына Ольги, которого в Новосибирске на тот момент уже госпитализировали.
— К вечеру у папы опять температура за 39, вызываем скорую. Они приезжают в час ночи с 6 на 7 октября, проверяют кислород в крови. Врач говорит, что кислород на пределе, надо срочно госпитализировать. Но при этом взять они его не могут, так как надо сначала с утра позвонить в поликлинику, чтобы терапевт поставила его на очередь, либо сказала приезжать, если есть место в больнице. Вот именно так нам и сказали, — вспоминает Ольга.
Скорая приехала 7 октября в 11:20, забрала свекра Ольги. Но уже в 11:55 он позвонил: «Меня выписали, забирайте. Врач сказала, что я недостаточно болен». У него упала температура до 37.5, потому что за час до этого он выпил антибиотики. Ходить при этом пенсионер не мог — такая была слабость.
В поликлинике заведующая пообещала, что к свекру и свекрови Ольги (та уже на тот момент заболела) придет врач. Но его семья ждала еще пять дней.
12 октября Ольга несколько часов не могла дозвониться в поликлинику — удалось на 40-й раз.
— Я их спросила: «Как вы контролируете своих пациентов? Человек болеет с 6 октября. Врачи взяли у него мазок, но мы до сих не знаем результат». А мне отвечают: «Что вы хотите? У нас еще с 5 октября нет результатов». На следующий день из поликлиники пришли две девушки, взяли у свекрови тест и назначили уколы антибиотиков. Сказали, чтобы мы их ставили сами. Деда даже не посмотрели.
Ольга объехала 12 аптек в поисках левофлоксацина, его нигде не было. Фармацевт сказала, что этот антибиотик закончился и на складе. «Хотя я его покупала еще два дня назад — 10 таблеток за 840 рублей. Нет ни эритромицина, ни левофлоксацина, а это именно те препараты, которые лечат пневмонию», — подчеркивает Ольга. В итоге препарат ей привезли из Новосибирска.
— Врачей так и нет, результатов нет, и никто к свекрам не приходит. Самое страшное, когда смотришь в глаза родителей, наполненные слезами, и понимаешь, что помочь-то нечем, — сокрушается Ольга Рогалева. — И при этом они смотрят телевизор, в котором рассказывают, что все под контролем!
В Кемеровской области 1 583 человека находятся в стационаре с диагнозом COVID-19, 2 344 лечатся дома, об этом сообщила заместитель министра здравоохранения Кузбасса Елена Зеленина 16 октября на брифинге. Остальные пациенты лечатся на дому.
В больницах на искусственной вентиляции легких находятся 79 человек, на кислородном обеспечении — 763. Количество коек для больных тяжелой формой пневмонии и коронавирусной инфекции составляет 3 159, в скором времени добавят еще 350.
«Попадание в стационар определяется тяжестью симптомов. Большая часть [пациентов] переносят болезнь относительно легко и могут наблюдаться удаленно. На ИВЛ сейчас находятся 79 пациентов», — заявила Зеленина.
Всех пациентов с внебольничными пневмониями обследуют. Но прежде всего «берут на обследование с признаками респираторной инфекции у лиц старше 65 лет и с хроническими заболеваниями — болезнями системы кровообращения, онкологии, сахарный диабет», подчеркнула чиновница.
В Кемеровской области женщине с тяжелой формой пневмонии и признаками коронавирусной инфекции врачи отказывали в лечении от covid-19. С высокой температурой и пневмонией ее лечили дома, пока не снизилась сатурация — 49-летнюю пациентку поместили в искусственную кому.
Ее дочь записала видео и опубликовала в соцсетях, «Правмир» подробно рассказывал об этом случае.
10 невероятных медицинских случаев, произошедших на самом деле, смотрите в нашей галерее:
Нижний Новгород. «Лечение не назначили, только брали мазки»
В Нижегородской области люди с признаками ОРВИ с 16 октября обязаны соблюдать режим самоизоляции и вызывать врача нам дом. Они не могут самостоятельно посещать поликлинику, а также вуз, школу или детский сад.
Александр Пичугин из Богородского района заболел коронавирусом 13 сентября. У него поднялась температура, после чего пациент посетил поликлинику и сдал тест. Опасения подтвердились — ковид.
— Уже на следующий день после того, как мы узнали о моем положительном тесте, к нам приехали домой из Центральной районной больницы, взяли мазки у всех членов семьи — у жены и двух детей, — рассказывает он. — Еще спустя день ко мне приехали делать повторный мазок, и через день еще.
— Вам назначили лечение?
— Нет. Просто приезжали и брали мазки. Все ограничилось именно этим. Когда мы спрашивали: «Что дальше?», получали ответ: «Сидите дома. Карантин». Никаких других звонков из ЦРБ не было, рекомендаций по лечению нам никто не давал. Я принимал антибиотики и общеукрепляющие препараты, жена, поскольку она кормящая мама, «лечилась» чаем и малиной. Наши пятилетний сын и пятимесячная дочь ничего не почувствовали.
У Александра температура поднималась максимум до 38,5. У жены — до 39, она болела сильнее и не получала помощи. Но симптомы прошли через неделю, осталась только слабость.
«Правмир» уточнил у Минздрава Нижегородской области, почему Александру не назначили лечение. Редакция ждет ответа на запрос.
Справка. Нижегородская область в первой пятерке по числу заболевших: на 16 октября число пациентов с ковидом достигло более 36 тысяч, за последние сутки им заразились 285 человек. За время пандемии умерли 644 человека.
В регионе на 15 октября 61 пациент подключен к аппаратам искусственной вентиляции легких (ИВЛ). При этом несколько дней назад их было 49, заявил заместитель губернатора Давид Мелик-Гусейнов. Загруженность коек для коронавирусных больных составляет 87% — занято 3836 мест. При этом 90% аппаратов ИВЛ остаются свободными.
Пермский край. «Тесты берут не у всех»
В Пермском крае пациентке с подозрением на ковид отказали в тесте. Анна Гуляева заболела 1 октября — пропало обоняние, началась лихорадка. Она вызвала врача из поликлиники и сообщила, что подозревает у себя ковид. У нее муж и двое детей, за них она тоже волновалась.
— Врач пришла в 10 вечера, была в защитном костюме. Но тест на ковид мне не сделали, аргументируя тем, что тесты в Пермском крае берут у двух категорий граждан — у людей в возрасте 65 и старше, и у тех, у кого диагностированы проблемы с легкими. Поэтому в тесте мне отказали, поставили диагноз ОРВИ. На мой вопрос — «Как быть с детьми, ведь они ходят в детский сад», я услышала: «Если у детей нет симптомов, значит, они здоровы», — рассказала Анна «Правмиру».
Справка. В Пермском крае заразились коронавирусом 11 363 человека, за последние сутки выявили 115 новых случаев. Выздоровели 7 686 пациентов, умерли 337.
Семья Гуляевых самоизолировалась, Анна попыталась записаться на платный тест. Но при симптомах ОРВИ сдавать мазок в частной лаборатории запрещено.
Пришлось вызвать медсестру на дом за 4 800 рублей, даже на эту услугу в Перми очередь.
В итоге тест сделали 9 октября, диагноз подтвердился. Чтобы дозвониться в Роспотребнадзор, понадобилось несколько часов. После этого пообещали, что придет врач из поликлиники.
— Доктор назначил мне, простите, фуфломицины — иммуномодуляторы с недоказанной эффективностью. Как и чем они могут помочь в такой ситуации? — возмущается Анна. — Мазки не взяли ни у мужа, ни у детей. Нам просто сказали, что мы должны находиться дома. Мы честно семьей сидим дома больше недели, но у нас на руках нет ни постановлений, никаких других документов о том, что мы должны находиться в карантине. К счастью, и моя работа, и работа супруга позволяют работать из дома. А если бы работа была другой?
Редакция «Правмира» отправила запрос в Минздрав Пермского края, чтобы выяснить, действительно ли тесты делают только двум категориям пациентов. На момент публикации ответ не получен.
Бросить всё и победить COVID-19. Смотрите в нашей галерее 11 бизнес-примеров:
Челябинская область. «Кругом ковид, а у терапевтов из защиты — только маски»
В Челябинской области к утру 15 октября очереди на госпитализацию с пневмонией ждали 70 пациентов. Уже днем их госпитализировали, заявила вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт.
Проблемы возникали из-за того, что обращений было слишком много. Только за 10–11 октября в регионе госпитализировали около 700 человек. Среди них не только люди с подтвержденным коронавирусом или подозрением на него, но и пациенты с другими заболеваниями и травмами, по данным Минздрава.
«На сегодняшний день на территории Челябинской области в 25 медицинских учреждениях развернуто 5 510 коек. При необходимости мощности возможно увеличить. Из них занято пациентами с пневмонией и пациентами с COVID-19 3702 койки», — подчеркнула она.
При этом часть вызовов скорой по решению министра здравоохранения Юрия Семенова передают в поликлиники. Такие рекомендации возникли «в связи с резким увеличением нагрузки и загруженности бригад скорой медицинской помощи в период пандемии».
Больницам предложили передавать в поликлиники вызовы людей с подозрением на COVID-19 и тех, кто контактировал с заразившимся коронавирусом. Такая же рекомендация касается людей с симптомами отравления пищей, тахикардией, болью в животе, рвотой и после обморока, а также тех, кого «трясет» по неизвестной причине, и тех, кто «задыхается» из-за бронхита, пневмонии или иной причины, цитирует «Медуза» письмо Семенова от 6 октября.
Справка. В Челябинской области число заболевших ковидом с начала пандемии достигло 17 123, за последние сутки диагноз подтвердился у 102 человек. За все время выздоровели 12 709 пациентов, умерли 147.
52-летняя Ирина заболела 1 октября — пропало обоняние, поднялась температура — сначала 37, на следующий день — 38.2. Она вызвала врача.
— Мне было так плохо, думала умру. Ужасно болела голова, ломило кости, внутри все выкручивало, — вспоминает Ирина. — Пришел фельдшер, рекомендовал пить больше воды. Про отсутствие обоняния «не услышал», оставил мне больничный и какой-то антибиотик.
В тесте Ирине отказали. Она сделала его платно, вызвав курьера на дом. Результата еще нет.
У мужа Ирины температура поднялась 4 октября. Ему вызвали врача, он пришел, но назначил только ингавирин — препарат с недоказанной эффективностью.
— У мужа все стало стремительно развиваться: температура поднялась до 38.5, начался жуткий кашель, — продолжает собеседница «Правмира». — Снова вызвали врача, тот сказал, что скорую вызывать бесполезно. Вечером приехал старший сын, сам увез отца в больницу. Они простояли в очереди 5 часов. Удалось попасть на прием и КТ, оно показало 12% поражения легких. Его отправили лечиться домой, выписав антибиотики в таблетках.
В поликлинике обещали, что врач придет к мужу Ирины. Но его дождались только через пять дней — все это время он пил таблетки, но те не помогали. Терапевт же выписал другой антибиотики в уколах. Спустя два дня наступило улучшение, отмечает Ирина.
— Я прекрасно понимаю, что врачи просто не успевают. Как я им сочувствую! Приходишь к терапевтам, кругом ковид, а у них из защиты — только маски. А если и они все заболеют? Что тогда делать? — сокрушается Ирина.
Читайте также:
Смотрите наши видео: