Психологи из Университета штата Огайо (США), статья которых опубликована в журнале PLOS ONE, проанализировали результаты функциональной магнитно-резонансной томографии мозга 40 новорожденных в возрасте меньше недели и сравнили их с аналогичными сканами 40 молодых взрослых людей.
Исследователей интересовали цепи нейронных связей между миндалиной — отделом мозга, отвечающим за испытываемые эмоции, — и затылочно-височной корой, которая регулирует обработку того, что мы видим и слышим. Как пояснила один из авторов, Зейнеп Сайгин (Zeynep Saygin), миндалина придает зрительным и слуховым стимулам эмоциональное значение — благодаря ей мы, к примеру, испытываем страх при виде медведя в лесу, радость при виде лица близкого человека или раздражение, услышав неприятные звуки.
У взрослых функциональная связь между миндалиной и затылочно-височной корой имеет свои особенности. Так, наиболее развиты нейронные цепи, связывающие миндалину с той частью визуальной коры, которая обрабатывает сложные изображения, требующие эмоциональной реакции — к примеру, лица и тела людей. А связь с отделами визуальной коры, обрабатывающими простые изображения, не требующие эмоциональной оценки, — геометрические линии, плоскости, свет, и так далее, — гораздо слабее.
Аналогичный сценарий наблюдается и в случае слуховой коры — связь миндалины с регионами, обрабатывающими речь, более сильная, а с регионами, регистрирующими неважную звуковую информацию, — более слабая.
Однако у новорожденных, в отличие от взрослых, связи между миндалиной и всеми отделами визуальной и слуховой коры совершенно одинаковы, без какой-либо дифференциации, что говорит о незрелости мозга.
«Это открытие стало для нас неожиданностью. Мы предполагали, что ребенок уже рождается со способностью испытывать направленные эмоции. А получается, что новорожденные способны воспринимать эмоциональную составляющую всего того, что их окружает, только на очень базовом уровне», — объяснила Сайгин.
Судя по всему, отметила она, должно пройти несколько месяцев, чтобы, по мере созревания мозга и появления визуального опыта, младенцы начали испытывать по отношению к тому, что они видят и слышат, сложные чувства. Сейчас Сайгин и ее коллеги изучают на примере детей в возрасте до трех месяцев, как и когда развивается способность связывать то, что мы видим, с правильной эмоцией. Это важно, если иметь в виду, что миндалина играет большую роль в развитии различных расстройств, которые зарождаются в очень раннем возрасте, включая аутизм и тревожность.
Читайте также: Эмоциональное выгорание ведет к проблемам с сердцем
Смотрите наши видео