Статья международной группы исследователей во главе со специалистами по стволовым клеткам и регенеративной биологии из Гарвардского университета (США) опубликована в журнале Cell.
До сих пор ученым было неясно, зачем нужна такая реакция кожи на холод, как мурашки, и почему она сохранилась у человека в процессе эволюции. Я-Чие Сю (Ya-Chieh Hsu) и ее коллеги, проводя эксперименты на мышах, нашли ответ на этот вопрос.
Выяснилось, что «гусиная кожа» — побочный продукт функционирования замкнутой системы, направленной на регулирование роста волос.
Нервные окончания на поверхности кожи, — часть симпатической нервной системы, контролирующей реакции организма на внешние раздражители, — связаны с расположенными под кожей тонкими волокнами гладкой мышечной ткани, которые, в свою очередь, соединены со стволовыми клетками волосяных фолликулов. В ответ на холод симпатические нейроны посылают нервные сигналы в подкожные мышцы, которые сокращаются. В результате по коже бегут мурашки, волоски встают дыбом, но это не все — параллельно происходит активация стволовых клеток волосяных фолликулов, что стимулирует рост волос на теле.
Сокращающаяся мышечная ткань играет в этой системе роль «мостика», обеспечивающего связь между симпатическими нейронами и волосяными фолликулами, а появившаяся «гусиная кожа» — свидетельство того, что эта связь успешно осуществилась, поясняют исследователи. Этот механизм реагирования на меняющиеся условия окружающей среды, в данном случае на холод, имеет два уровня. Бегающие по коже мурашки говорят о том, что стволовые клетки получили от нейронов однократную команду, заставляющую их перейти в состояние готовности к регенерации. А если низкие температуры длятся долго, стволовые клетки «понимают», что настала пора «растить новую шубу», объяснила один из авторов исследования Юлия Шварц (Yulia Shwartz).
Читайте также: Мурашки помогают росту волос
Смотрите наши видео