Как сдать кровь на антитела и стать донором плазмы для больных COVID-19: теория и личный опыт

Что можно сделать, чтобы помочь больным коронавирусной инфекцией, и кто подходит на роль донора.
Кому помогает плазма с антителами и кто может ее сдавать?
«Я болел чем-то очень похожим на COVID-19, но справки у меня нет. Имеет ли смысл сдавать кровь на антитела?»
Какие бывают антитела и что они показывают?
Защищают ли антитела G от нового заражения COVID-19?
«Мою плазму уже перелили больному с COVID-19»: истории доноров
Кому помогает плазма с антителами и кто может ее сдавать?
«Я болел чем-то очень похожим на COVID-19, но справки у меня нет. Имеет ли смысл сдавать кровь на антитела?»
Какие бывают антитела и что они показывают?
Защищают ли антитела G от нового заражения COVID-19?
«Мою плазму уже перелили больному с COVID-19»: истории доноров
Еще
2789ce329b5ff1785b1d6db5172574ca.jpg
Источник: unsplash.com/CC 0

Пока весь мир ждет появления вакцины от коронавирусной инфекции, тяжело больным пациентам в некоторых случаях помогает переливание плазмы переболевших COVID-19 с антителами к вирусу SARS-CoV-2. Какие это случаи? Кто и где может сдать такой тест? Нужно ли делать тест, если не собираешься быть донором плазмы? Собрали для вас основную информацию и побеседовали с первыми добровольцами, сдавшими кровь на антитела и ставшими донорами плазмы.

Кому помогает плазма с антителами и кто может ее сдавать?

Антитела вызывают элиминацию вируса, если плазма введена пациенту как можно раньше. «Чем дольше пациент находится в критическом состоянии на ИВЛ — тем меньше шансов вернуть его к жизни. Когда поражено 80% легочной ткани и развивается полиорганная недостаточность, не работают ни тоцилизумаб, ни гелий, ни плазма», — считает заместитель генерального директора по научной работе и медицинским технологиям ФНКЦ ФМБА России, д.м.н. Владимир Павлович Баклаушев.

Чтобы помочь как можно большему количеству тяжелых больных, врачи призывают тех, кто переболел COVID-19 и буквально «носит в себе лекарство», сдавать плазму.

Основные данные для тех, кто хочет сдать кровь, приведены на сайте ФНКЦ ФМБА России, но более подробно об этом пишет в своем фейсбуке Владимир Баклакушев:

«Если вы или ваши знакомые перенесли COVID-19 и соответствуете нашим критериям включения:

  • COVID-19, подтвержденный с помощью ПЦР-исследования, мазка на коронавирус или КТ грудной клетки;
  • срок с момента исчезновения симптомов не менее 2 недель (но не более 2 месяцев);
  • минимум один, оптимум — два отрицательных результата последних ПЦР на коронавирус;
  • возраст от 18 до 55 лет, масса тела не менее 50 кг;
  • отсутствие ВИЧ, гепатитов В, С и D, сифилиса;
  • отсутствие противопоказаний для донорства,

обращайтесь по телефону горячей линии +7 (499) 725-44-40 с 10:00 до 16:00 или по электронной почте Baklaushev.vp@fnkc-fmba.ru в любое другое время. Мы бесплатно проанализируем ваш уровень антиковидных антител и предложим стать донором плазмы в нашем стационаре».

15 фактов о коронавирусе — в нашей галерее:

001.jpg
002.jpg
003.jpg
004.jpg
005.jpg
15

«Я болел чем-то очень похожим на COVID-19, но справки у меня нет. Имеет ли смысл сдавать кровь на антитела?»

Это самый частый и логичный вопрос: многие люди за последние месяцы болели ОРВИ и думают, что перенесли новую коронавирусную инфекцию, но диагноз COVID-19 поставлен не был: таких случаев очень много.

В самом начале программы донорства плазмы в ФНКЦ ФМБА России в порядке эксперимента принимали в том числе таких потенциальных доноров, но практика показала, что антитела выявляются примерно у 20% доноров без документально подтвержденного COVID-19 (положительный тест ПЦР). В связи с этим от такой практики решили отказаться: все же смысл тестирования на антитела именно в ФНКЦ ФМБА России заключается в последующем донорстве плазмы, а не в результате ради результата. Поэтому теперь сдать кровь на наличие антител в ФНКЦ ФМБА России и впоследствии стать донором плазмы может стать только человек со справкой о перенесенном заболевании или результатами недавней КТ легких с клинической картиной пневмонии.

Но если вы считаете, что, возможно, перенесли новую коронавирусную инфекцию и могли бы стать донором, то можете сдать тест на антитела в одной из коммерческих лабораторий, и если результат будет положительным, пойти с ним в ФНКЦ ФМБА России и попроситься в доноры — вас, скорее всего, возьмут, если считают тесты этой лаборатории надежными: лучше предварительно уточнять. В ближайшее время возможность проведения количественного теста на антитела к SARS-CoV-2 с помощью сертифицированной иммуноферментной тест-системы  на коммерческой основе появится и в самом ФНКЦ ФМБА России.

«В нашем COVID-центре ни одну скорую помощь не ждут с таким нетерпением, как скорую Центра крови ФМБА России. Банка плазмы создать пока не получается. Вся заготавливаемая плазма еще до того, как закончится процедура патоген-редуцирования, уже расписывается по стремительно ухудшающимися тяжелым больным. К сожалению, контингент нашей реанимации молодеет. При распределении плазмы преимущество отдается молодым, потому что на всех — не хватает», — пишет Владимир Баклаушев.

Какие бывают антитела и что они показывают?

Антитела двух видов — G и M — отражают иммунный ответ организма и показывают, что человек действительно перенес новую коронавирусную инфекцию. Антитела класса M появляются в крови в самом разгаре заболевания, примерно с пятого по четырнадцатый день. Их концентрация быстро снижается по мере выздоровления и вскоре сходит на нет. Если у пациента находят только антитела M, то он с большой долей вероятности еще болен, и вирус в его организме активен. Антитела M в небольшом количестве вместе с антителами G говорят о том, что пациент недавно перенес инфекцию, но гарантировать, что вирус неактивен, еще нельзя. При наличии в крови только антител G можно смело говорить о перенесенной инфекции. Да, даже если болезнь казалась «легкой простудой» или не было вообще никаких симптомов.

Именно поэтому так важно носить маску и соблюдать дистанцию: человек может быть бессимптомным носителем и выделять вирус просто при разговоре, а не только кашляя и чихая.

«Маску носят не для того, чтобы защитить себя, а для того, чтобы защитить других. Вирус у переболевших может выделяться до 28 суток. При этом ПЦР тест может быть негативным. Я рекомендую всем, кто выздоровел от COVID-19, носить маски в течение месяца. По крайней мере — в общении с людьми старше 65 лет», — говорит Владимир Баклаушев.

Защищают ли антитела G от нового заражения COVID-19?

Большинство специалистов считают это очень вероятным, но с большими оговорками: вирус пока мало изучен. К сожалению, еще достоверно не известна нужная для создания иммунитета концентрация антител к SARS-CoV-2. Возможно, через какое-то время конкретный показатель защитного «титра» будет известен, но пока нельзя утверждать, что наличие в крови антител G дает абсолютную защиту. Еще идут эксперименты, и in vitro, то есть в пробирке, антитела к SARS-CoV-2 нейтрализуют вирус. Кроме того, изученные ранее другие типы вызывающих ОРВИ коронавирусов также пасуют перед антителами, которые создают у человека пусть не пожизненный (от нескольких месяцев до трех лет, в зависимости от типа вируса), но иммунитет.

«Мою плазму уже перелили больному с COVID-19»: истории доноров

«Когда я узнал о возможности сдать кровь на антитела и в случае положительного результата стать донором плазмы, то позвонил в Центр Крови ФМБА России и рассказал, что мой сын болел с вполне характерными симптомами, а у меня был всего один день недомогания: небольшая температура, покашливание, — рассказывает протоиерей Олег Батов, один из первых доноров плазмы. — Меня пригласили: это было до того, как стали принимать только людей со справкой о перенесенном COVID-19. У меня большой донорский опыт — почти тридцать лет, и мне хотелось не только узнать, болел ли я, но прежде всего помочь людям.

Сначала кровь проверяют на инфекции: ВИЧ, гепатит, сифилис — результат известен в течение нескольких часов. После этого делается анализ на наличие антител — результат приходит через несколько дней. У меня их нашли в количестве, достаточном для донорства плазмы: видимо, я был практически бессимптомным носителем. Как выразился Владимир Баклаушев, меня задело по касательной.

Сама процедура донорства занимает минут сорок, она совершенно безболезненна, я практически ничего не почувствовал.

Хочется отметить дружелюбие и профессионализм всех сотрудников, которые со мной работали, и поблагодарить их. На днях мне пришло сообщение, что мою плазму перелили тяжело больному человеку. Пожалуйста, если вы перенесли это заболевание и у вас нет противопоказаний для донорства, приходите: вы можете помочь».

«Я болела ОРВИ в конце января. Пожалуй, так тяжело я не болела никогда, — говорит Наталья Вайнштейн, донор плазмы. — Разумеется, никаких тестов на COVID-19 тогда не делали, подтвержденного диагноза не было. Я ждала возможности сдать тест на антитела — и вот она появилась в ФНКЦ ФМБА России. Я позвонила, описала оператору симптомы и услышала: “Приезжайте”. Несмотря на то, что с момента выздоровления прошло больше двух месяцев, у меня в крови обнаружили высокий уровень антител G, моя кровь подошла для донорства плазмы».

Редакция благодарит Олега Батова и Наталью Вайнштейн за сотрудничество при подготовке материала.

Читайте также:

Смотрите наши видео:

Контент недоступен

 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.