В Москве в полтора раза упало содержание диоксида азота в воздухе

Таково благотворное влияние карантина.
2042df2ae3e401f8b9163bae7c693db0.jpg
Источник: unsplash.com/CC 0

Концентрация одного из основных загрязнителей воздуха в Москве — диоксида азота — снизилась в 1,5 раза в период введенных ограничений в связи с COVID-19, сообщил РИА Новости Дмитрий Чубаров — руководитель группы моделирования российской компании «СитиЭйр» (участник фонда «Сколково»).

«Спутниковые снимки с восстановленными приземными концентрациями показывают следующее: оценивая данные за две недели до режима ограничений на передвижения и после его начала, можно увидеть, что максимальные концентрации NO2 по городу упали примерно в 1,5 раза. Это, конечно, данные не по всем веществам и за ограниченный период, но разница показательна», — сказал Чубаров.

Он пояснил, что основной источник загрязнения воздуха диоксидом азота в Москве — общественный и частный автомобильный транспорт.

«Объявленные «нерабочие недели» существенно снизили количество автотранспорта. По данным Департамента транспорта Москвы, в зависимости от дня недели, личного автотранспорта во время ограничений было до 50% меньше обычного», — уточнил Чубаров.

Эксперт отметил, что на основе представленной визуализации нельзя делать вывод о долгосрочном распределении загрязнения воздуха в столице, так как ученые сравнивали два краткосрочных периода по 12 дней.

«На таком отрезке слишком велико влияние погоды, количества качественных снимков и других случайных факторов. Самое главное, что он показывает, — это максимальную разницу в снижении загрязнения. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше, но факт остается фактом: как только стало меньше автотранспорта в городе, концентрации связанного с ним загрязнителя воздуха заметно упали», — сказал Чубаров.

Эксперт пояснил, как для оценки загрязненности воздуха можно использовать данные спутников.

«По ним можно увидеть распространение загрязнения на территории, правда, только днем. Строго говоря, спутник не измеряет непосредственно загрязнение, он только «видит» отраженный солнечный свет. Свет, идущий от солнца, проходит через атмосферу, отражается от Земли, снова проходит через атмосферу и попадает на сенсор спутника. На этом пути часть солнечного света поглощается химическими веществами в атмосфере. Сравнивая спектры «чистого» солнечного света и принятого сенсором спутника света, можно с помощью математических моделей оценить (не измерить) концентрации веществ, которые содержатся в «столбе» атмосферы под спутником», — добавил собеседник агентства.

15 фактов о коронавирусе — в нашей галерее:

001.jpg
002.jpg
003.jpg
004.jpg
005.jpg
15

Как уточнил Чубаров, анализируемый столб имеет высоту до 30-40 километров (высота орбиты спутника — более 800 километров). «В нем как-то распределено интересное исследователю химическое вещество, и основная задача состоит в том, чтобы понять, как все-таки это вещество распределено по высоте и сколько его непосредственно у поверхности Земли, где мы живем», — сказал эксперт.

Он уточнил, что спутник пролетает над каждым городом примерно в один и тот же час по местному времени, для Москвы это 12-13 часов.

«Теоретически можно получать данные оперативно, через несколько часов после пролета спутника, но сама обработка данных занимает куда большее время. Не говоря уже о том, что не каждый снимок подойдет: надо исключить влияние облачности и других факторов, ухудшающих условия съемки, целесообразно обрабатывать данные, накопленные за несколько дней», — отметил Чубаров.

По мнению специалиста, для грамотного использования спутниковых данных исследователям необходимы данные наземных измерений для валидации спутниковых данных и уточнения оценок приземных концентраций. К сожалению, в России сети наземного мониторинга развиты не во всех городах, а данные не всегда находятся в открытом доступе и в удобном формате. В Москве сеть мониторинга развита хорошо, и данные публикуются в режиме реального времени, поэтому исследования для территории столицы получаются точнее.

Чубаров добавил, что обычно изменение концентраций вредных веществ в атмосфере городов — это задача для математической модели. Ученые решают вопрос: как улучшится качество воздуха, если транспорта станет меньше, и они делают это теоретически.

«Сейчас же есть возможность оценить фактические изменения (а не смоделированные). Это позволит более эффективно управлять качеством воздуха в городе», — отметил собеседник агентства.

Специалист также подчеркнул, что, хотя данные космических агентств и доступны широкому кругу исследователей и энтузиастов, при работе с ними следует быть осторожным.

«Необработанные спутниковые данные содержат информацию только об общем содержании вещества в столбе воздуха, и поэтому могут вводить в заблуждение как ложным пессимизмом, так и избыточным оптимизмом. Для того чтобы получить количественные оценки приземных концентраций на основе спутниковых данных, необходимо использовать определенные модели и обладать специальными знаниями», — сказал эксперт.

По его словам, кроме диоксида азота, анализ спутниковых данных позволяет определять количество в атмосфере таких загрязнителей, как оксид углерода, метан, формальдегид, озон, сернистый ангидрид.

«Еще одна задача, для решения которой используются спутниковые приборы, — это выявление переноса аэрозолей, таких как дым от лесных пожаров или песок из Северной Африки», — сказал Чубаров.

«СитиЭйр» — российская компания, которая разрабатывает продукты для управления качеством воздуха на городских и промышленных территориях, создает платформу для мониторинга и моделирования качества воздуха. Компания является участником фонда «Сколково».

Читайте также:

Смотрите наши видео:

Контент недоступен

 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.