
Двухсотлетний презерватив пополнил коллекцию музея Рейксмузеум в Амстердаме. Он выполнен из овечьего аппендикса и украшен эротической гравюрой, сообщает The Guardian.
Редкий экспонат был приобретен музеем за €1тыс. на аукционе в ноябре прошлого года. Сейчас он стал центральным экспонатом новой выставки, посвященной интимной культуре прошлого. Презерватив помещен в стеклянный футляр и экспонируется как исторический и художественный артефакт.
По словам кураторов, это первое в истории средство контрацепции, официально включенное в художественную коллекцию Рейксмузеума. Они считают, что предмет был создан около 1830 года во Франции (вероятнее всего, в Париже) и использовался в элитных борделях.

На нем изображена эротическая гравюра с монахиней и тремя мужчинами. Композиция рисунка отсылает к греческому мифу о суде Париса, где троянский герой выбирает самую красивую из трех богинь. По мнению сотрудников музея, гравюра с таким подтекстом говорит о высоком уровне образованности покупателя. Такие изделия не были рассчитаны на массового потребителя, а предназначались для узкого круга состоятельных клиентов.
В XIX веке презервативы изготавливались из самых разных материалов — от льняной ткани и кожи животных до панцирей черепах. До открытия технологии вулканизации резины в 1839 году они почти не защищали людей ни от заболеваний, передающихся половым путем, ни от беременности. Куратор музея Джойс Зелен отметила, что в середине XIX века использование презервативов осуждалось церковью и обществом. Их продавали тайно — в борделях, в парикмахерских и дорогих лавках.
При изучении экспоната под ультрафиолетом специалисты не нашли следов использования. Это дает основания полагать, что предмет хранился скорее как предмет коллекционирования и не использовался по прямому назначению.
Ранее домик с эротическими фресками нашли при раскопках в Помпеях. Его назвали домом Федры, в честь мифологической царицы, которая изображена на одной из фресок. Домик стал олицетворением смены архитектурных стилей в I веке н. э. и доказательством того, что жители Помпеев ценили «чувственное искусство».
Археологи отметили, что, несмотря на небольшой размер жилища, стены украшены так же богато, как и крупные дома знатных римлян. Известно, что в Помпеях изображения эротических сцен часто присутствовали как в домах, так и в общественных местах. Они не считались чем-то скандальным или предосудительным, а жители города воспринимали такие сцены как данность повседневной жизни.