
Мы только недавно нашли в себе силы смириться с тем, что человек произошел от обезьяны, как биологи-эволюционисты представили новое обескураживающее исследование. В нем они утверждают, что разобрались с происхождением ануса, и говорят, что мы пользуемся им не так. Во всяком случае, не так, как наши предки. К счастью, дальние. Очень дальние.
Дерзкое исследование пока еще ожидает рецензирования и публикации на сервере препринтов biorxiv, но это никак не умаляет стремления ученых выяснить, зачем же все-таки появился анус и для каких целей использовался. Чтобы выяснить это, исследователи из Университета Бергена в Норвегии копнули слишком глубоко и взялись за генетику ксенацеломорфов — дальних родственников плоских червей, у которых пищеварительная система заканчивалась не светом в конце тоннеля, не хранилищем баллистических ракет и даже не перепутьем, а банальным тупиком.
Впрочем, отсутствие «кишки» для экскрементов, заканчивающейся специальным отверстием, ксенацеломорфов никак не беспокоило. Они компенсировали ее нехватку генитальным отверстием, известным как гонадопор. Например, у миног гонадопор — это место выхода неоплодотворенных икринок из тела самки и место выхода ила (а еще сперматозоидов) из тела самца.
Впрочем, биологи-эволюционисты сравнивали ксенацеломорфов совсем не с миногами, а с медузами. И заметили, что и те, и другие использовали свои рты как для приема пищи, так и для «выбрасывания отходов» (совсем как некоторые люди в субботу утром). Однако, в отличие от медуз, у самцов ксенацеломорфов есть отдельное отверстие для выпуска спермы. Что же до самок, то они пользовались для выпуска яиц ртами. В дополнение к приему пищи и избавлению от отходов.
Руководитель исследования Кармен Андрику и ее команда обнаружили, что когда ксенацеломорф выворачивает свою внешнюю оболочку, чтобы развить гонадопор, он использует некоторые из тех же самых генов, которые другие животные используют для формирования своих анальных отверстий. У некоторых современных животных, включая птиц и утконоса, также есть общее отверстие, выполняющее как репродуктивную, так и пищеварительную функции, — клоака.
Описанные наблюдения привели биологов к выводу о том, что и анусы у млекопитающих появились не сразу — сначала семяпровод самца слился с пищеварительным трактом, образовав второе отверстие (первое — рот). Это означает, что анусы млекопитающих не развивались до тех пор, пока наша ветвь генеалогического древа не разошлась с предками ксенацеломорфов.
Но есть и другая версия. Некоторые исследователи в беседе с изданием New Scientist настаивают на том, что анус у ксенацеломорфов изначально был, но в процессе эволюции они его потеряли. Это может означать, что они занимают иное положение на генеалогическом древе. В чем ученые единодушны, так это в том, что человеку несказанно повезло с тем, что для еды и отходов у него все же наличествуют два разных отверстия. Ранее другие исследователи оказались в тупике, когда узнали, что в природе существует червь с множеством анусов.