Швеция и коронавирус: оправдан ли особый путь?

Эксперты предупреждают, что отказ от жестких мер в связи с пандемией может привести страну к катастрофе.
Александра Канина
Материал одобряет эксперт
5a3b9e4036b34e883b6f2765dbf729b6.jpg
Источник: unsplash.com/CC 0

В то время, как практически все общественные пространства в городах Европы опустели, а жителям разрешено выходить из дома лишь за необходимыми продуктами или лекарствами, в Швеции продолжается обычная жизнь. Дети ходят в школу, взрослые встречаются с друзьями в барах, кафе и ресторанах, улицы и парки полны народу, и люди вовсю наслаждаются первым весенним солнцем. Никакой паники по поводу пандемии коронавирусной инфекции в Швеции не ощущается ни среди тех, кто принимает решения, ни среди населения.

Некоторые ограничительные меры в связи с коронавирусом были введены в стране только в конце марта. Среди них — запрет на собрания численностью более 50 человек, а также закрытие для посещений домов престарелых. Но в основном шведские власти рассчитывают на сознательность населения и надеются, что оно будет прислушиваться к рекомендациям — по возможности перейти на удаленную работу, соблюдать социальную дистанцию, часто мыть руки, прикрывать рот во время кашля и чихания, отказаться от поездок в общественном транспорте в часы пик, не ходить в гости к пожилым людям.

Тем временем, по состоянию на 13 апреля, в Швеции зарегистрировано 10 483 подтвержденных случая COVID-19, 899 человек скончались, и эксперты всерьез беспокоятся о том, что столь мягкие меры, которыми ограничиваются шведские власти, могут привести к гораздо более тяжелым последствиям в стране, где живет всего около десяти миллионов человек.

Специалистов, в частности, настораживает сравнительно высокий уровень смертности, отмечаемый в Швеции: по состоянию на 8 апреля 7,68% шведов с позитивным результатом тестирования на коронавирус погибают от COVID-19. В соседних с Швецией странах, таких как Норвегия и Дания, этот показатель составляет 1,46% и 3,85% соответственно (в США, для сравнения, 3,21%). Хотя столь высокий коэффициент смертности в Швеции может быть результатом более низкого, по сравнению с соседями, уровня тестирования населения, эксперты уверены, что часть вины за это лежит на либеральном подходе к ситуации.

15 фактов о коронавирусе — в нашей галерее:

001.jpg
002.jpg
003.jpg
004.jpg
005.jpg
15

Но шведское правительство продолжает защищать свою позицию и пока не планирует вводить жесткий карантин. Так, например, 6 апреля власти объявили, что не собираются приостанавливать внутренние авиарейсы, несмотря на связанный с этим риск распространения инфекции. Андерс Тегнелл, главный эпидемиолог страны, говоря о шведском подходе к борьбе с COVID-19, объяснил, что его суть состоит в обеспечении медленного, плавного распространения вируса по популяции, без перегрузки системы здравоохранения. Инфекция может быть остановлена, когда выработается коллективный иммунитет, или благодаря комбинации коллективного иммунитета и вакцинации населения, сказал, в частности, Тегнелл 5 апреля в интервью шведскому телевидению (стоит отметить, что появление вакцины от COVID-19 можно ожидать не ранее чем через 14 месяцев).

Аналогичный шведскому подход поначалу использовали в Великобритании и Нидерландах, пока власти обеих стран не приняли решение быстро сменить стратегию на более жесткую из-за растущей угрозы перегрузки системы здравоохранения. И все больше специалистов говорят о том, что избранная Швецией стратегия опасна. В конце марта 2300 шведских врачей, ученых и академиков подписали открытое письмо в адрес правительства, призвав к ужесточению мер.

«Мы считаем, что за этой стратегией не стоит никакого научного обоснования», — говорит микробиолог Сесилия Седерберг-Науклер, подписавшая письмо. Она обвинила власти в том, что те не объясняют ученым, на чем они основываются, принимая решения.

С ней согласна и специалист по инфекционным заболеваниям Карина Кинг. Она отметила, что массовое тестирование, отслеживание контактов инфицированных и карантин — стандартный протокол локализации распространения инфекции, который обычно применяют в начале вспышки и об эффективности которого говорит хотя бы пример Южной Кореи, — а шведские власти, несмотря на рекомендации Всемирной организации здравоохранения, не предпринимают никаких усилий в этом направлении. «Коллективный иммунитет может не иметь никакого смысла, потому что мы пока не знаем, формируется ли стойкий иммунитет после перенесенной инфекции», — отметила еще один специалист, подписавший письмо, доцент клинической эпидемиологии Неле Брусселерс.

Несмотря на культурные особенности шведского общества — там ценится дистанция между людьми, а 40% шведских домохозяйств — это одинокие люди без детей, — специалисты уверены, что коронавирус продолжит свое широкое распространение по стране и в этих условиях. И это при том, что Швеция занимает одну из худших позиций среди стран Европы по количеству коек в отделениях интенсивной терапии, хуже нее обстоит дело только в Португалии, где всего пять коек на сто тысяч населения. Система здравоохранения Швеции с большой долей вероятности просто не справится с серьезной вспышкой COVID-19, предупреждают эксперты.

С ними согласен и главный врач одной из крупнейших больниц страны, который на условиях анонимности предрек, что текущий подход властей к ситуации может закончиться «массовой кровавой баней». Так, по его словам, есть распоряжение, согласно которому медперсонал с позитивными результатами теста на коронавирус, но с отсутствием симптомов, может продолжать работать в больнице. Тем временем шведские законодательные органы планируют до конца этой недели обсудить возможность введения в стране более жестких мер, хотя некоторые специалисты не исключают, что уже может быть слишком поздно.

По материалам time.com

Читайте также:

Смотрите наши видео:

Контент недоступен

 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.