Я живу в небольшом, но современном городе Винница, что на Украине. Вот уже третью неделю у нас режим карантина. Я и раньше работал удаленно, и мне не пришлось отвыкать от шума коллектива и учиться тонкостям домашней работы. Но все же эпидемия коронавируса изменила жизни всех, в том числе и мою.
Как это начиналось
Все произошло постепенно. С 12 марта студентов и школьников отправили домой, запретили собрания более 200 человек и закрыли авиасообщение с некоторыми странами, в частности, с Италией. Ограничения ввели на срок до 3 апреля. На то время на Украине зарегистрировали один случай заболевания COVID-19.
Смотрите нашу галерею о коронавирусе:
Эпидемия, которой не было
В СМИ и Telegram-каналах все писали, что тестов для выявления коронавируса нет, и поэтому точного количества зараженных не знает никто. Тем временем пошли первые звоночки, что ситуация будет ухудшаться: в небольшом городке Радомышль от коронавируса умерла пожилая женщина. В городе ввели чрезвычайное положение. Власти призвали граждан по возможности оставаться дома и переходить на удаленную работу.
Но еще никто не воспринимал ситуацию всерьез. Выйдя на улицу, нельзя было заметить каких-либо изменений в жизни страны. Лишь в аптеках быстро закончились маски и антисептики, подорожала гречка. К счастью, я сделал запасы всего необходимого еще в феврале, на пике эпидемии в Китае. Однако уже через несколько дней ситуация стала меняться.
Граница на замке
14 марта премьер-министр Украины Денис Шмыгаль объявил, что с 17 марта граница закрывается для регулярного пассажирского сообщения на самолетах, поездах и автобусах. Попасть в страну можно будет только пешком или на личном автомобиле.
Чтобы вернуть граждан домой, власти организовали спецрейсы на самолетах и поездах. На конец марта украинцы продолжают возвращаться из других стран. На границе с Польшей стоят многокилометровые очереди из людей и автомобилей.
Никто не следит за тем, насколько возвратившиеся придерживаются самоизоляции: прибывших слишком много. С теми, кто добирается самолетами, поступают строже.
30 марта на Украину прилетел самолет из Катара. Пассажиров пытались отправить на принудительный карантин в отеле, где они должны сами оплачивать пропитание. Часть людей буквально сбежали домой, на самоизоляцию.
Закрытые города
Все реально поменялось 17 марта, когда во многих городах местные власти сами решили ужесточить карантинные меры. Закрыли ТРЦ, салоны красоты, рестораны и другие заведения. Остались работать только продуктовые и хозяйственные магазины, аптеки, а также банки и почта.
На следующий день президент Владимир Зеленский объявил о новых, еще более жестких ограничениях, которые касались всей страны. Прекращаются все виды пассажирского сообщения между городами и областями. Выехать из города можно только на личном автомобиле или такси. Закрывается метрополитен, а в наземном общественном транспорте могут ехать не более 10 человек. Запрещаются массовые мероприятия с участием более 10 человек. Больницы отменяют плановые операции — разрешается оказывать только экстренную медицинскую помощь. И конечно же, всех призывают придерживаться самоизоляции.
На практике эти меры внедряются с некоторой инерцией. Первые дни люди продолжают набиваться в троллейбусы и маршрутные такси, кое-где еще работают кафе. Но после того как некоторых водителей и владельцев бизнеса штрафуют за нарушение противоэпидемических мер, люди подчиняются.
Ситуация с заболеваемостью все еще не кажется столь критической. На 16 марта в стране всего семь больных и один умерший. Впрочем, тестов делают мало, так что реальная картина не известна никому.
На линии фронта
Хуже всего врачам и медперсоналу. Им не хватает средств защиты, даже одноразовых масок. Поэтому заболевших среди медиков очень много. Из-за одной зараженной медсестры в моем городе на карантин закрыли целый роддом. Пока в Европе стадионы переоборудуют под госпитали, у нас далеко не все действующие больницы готовы принимать заболевших. Чтобы хоть как-то помочь врачам, бизнесмены, общественные организации и обычные граждане собирают для них деньги и покупают нужные средства.
Долгая дорога на работу
Утром на остановках общественного транспорта можно увидеть довольно пугающую, по меркам эпидемии, картину: стоит плотная толпа, кое-где возникают стычки за место в очереди. Люди пытаются добраться на работу. Хуже всего жителям пригородов: раньше они ездили на автобусах или электричке, а сейчас их нет. Мало кто может позволить себе такси, приходится осваивать каршеринг и автостоп. В мессенджерах появляются многочисленные чаты, где ищут попутчиков или водителей.
Один день из жизни на самоизоляции
Мое утро никак не изменилось, разве что просыпаюсь чуть позже — не нужно тратить время на дорогу к университету. Теперь занятия проходят удаленно, и на это уходит меньше времени — всего два часа в день, исключая самоподготовку.
Каждые два часа раздается звук системы аварийного оповещения. Ровный женский голос советует не выходить на улицу без крайней необходимости и чаще мыть руки. У меня есть запасы еды больше чем на месяц, так что в магазин я хожу крайне редко — только за свежими продуктами вроде фруктов или хлеба. По пути набираю питьевую воду из автомата на улице.
Жизнь все больше и больше напоминает сцены из фильмов-катастроф или из советского периода дефицита: пустынные улицы и очереди возле магазинов. Чуть ли не каждый день появляются новые ограничения.
29 марта в городе полностью запретили поездки на общественном транспорте. Пускают лишь тех, кто работает на важных предприятиях, и у кого есть специальный пропуск. К счастью, мне не нужно никуда ехать — я пишу статьи и веду соцсети дома.
Постоянно сидеть взаперти очень сложно, но я уже привык. Раньше не хватало времени посмотреть фильмы или почитать книги — теперь отрываюсь на полную. Чтобы совсем не зачахнуть, стараюсь делать зарядку каждый день. Ничего сверхъестественного — отжимания и приседания. А еще сам собой сложился четкий график еды. Все-таки от карантина есть польза.
Честно говоря, все это уже порядком надоело, а на днях карантин продлили аж до 24 апреля. Больше всего раздражает невозможность увидеться с друзьями. А еще очень хочется куда-нибудь поехать.
Спасение в твоих руках
Украина начала принимать меры, когда в стране был только один случай коронавируса. На 2 апреля их уже 804, из них 20 смертельных. Тестов по-прежнему не хватает, их делают далеко не всем, но и тысяч умерших тоже не видно. Вне зависимости от действий правительства, я знаю только одно — социальное дистанцирование спасет мир. Я не хочу заболеть, я не хочу, чтобы заболели мои близкие и друзья. Я продолжаю сидеть дома.
Читайте также:
Смотрите наши видео: