Будапешт встретил сыростью и туманом. Нашу группу везут на завод «Гедеон Рихтер», чтобы рассказать об инновационном препарате от шизофрении.
Не успели мы выйти из автобуса, как буквально на пороге нас встретил руководитель отдела таблетирования, доктор Рами Хоулани.
Мы нырнули за ним. Рами провел нас в небольшое помещение, похожее на предбанник. В нем — шкафчики, две скамьи и раковина с кучей склянок. «Надеваем комбинезоны», — скомандовал Рами. Мы надели экипировку, которая больше напоминала скафандры, а на голову — что-то вроде шапочек для душа. У Рами одна шапочка покрывала голову, а другая — бороду. Я никогда прежде не бывала на заводе, поэтому для меня все эти ритуалы по соблюдению безопасности выглядели довольно забавно.
Но на этом открытия не закончились. После трехэтапной дезинфекции рук нам было велено надеть по две пары бахил.
«Сразу две?», — удивилась я. Оказалось, что в первых бахилах нужно пройти до скамейки, а уже там надеть вторую пару и, не опуская ноги, перенести себя на другую сторону. У меня получилось не с первого раза, я едва коснулась краешком бахилы пола. Но глаза Рами округлились, поэтому стало понятно: таких дерзких, как я, на завод не пустят. Мне пришлось взять новые бахилы и практически перепорхнуть на другую сторону. Я бы не удивилась, если бы еще и перчатки надо было надеть, — но, к счастью, обошлось без этого.
Внутри все выглядит так, как обычно представляешь себе завод: громоздкое оборудование, металлические конструкции, различные системы и много труб. Здесь происходит цикл создания таблеток — от замешивания до расфасовки. Мы немного побродили по узким коридорам, заглядывая в застекленные комнаты, где трудились люди. В таких же скафандрах и шапочках, как мы. Мы радостно махали им. Они немного обреченно махали в ответ.
Мы остановились посмотреть на девушку, которая выбирала из партии несколько таблеток и проверяла их на наличие брака.
Меня особенно поразили условия, в которых работают люди. В небольших помещениях с низкими потолками из-за оборудования постоянный гул, поэтому рабочие всегда в наушниках. Кроме того, на заводе нет окон и в целом довольно душно. Через 20 минут у меня и у моей коллеги развилось чувство, которое обычно называют клаустрофобией.
«При приеме на работу это первое, на что здесь смотрят. Если вам даже немного некомфортно, то вам точно не место на этом заводе», — засмеялся Рами, видя, с каким энтузиазмом мы шагали к выходу. Но работники не жалуются — в Венгрии это считается престижным местом работы, и люди буквально стоят сюда в очереди.
На этом заводе производят все лекарства «Гедеон Рихтер». Среди них недавно появилось ещё одно, которым компания очень гордится, — новый препарат от шизофрении карипразин.
Шизофрения — это психическое расстройство, которое влияет на восприятие и самосознание. По данным ВОЗ, во всем мире им страдают более 20 млн человек. Симптомы этого заболевания условно делят на три группы: позитивные (слуховые и зрительные галлюцинации), негативные симптомы (потеря мотивации, апатия) и когнитивные симптомы (расстройство мышления, памяти и внимания).
До сих пор неизвестна причина возникновения шизофрении. Ученые склоняются к тому, что дело в сочетании факторов окружающей среды, генетики и процессов в организме. Принято считать, что заболевание может передаваться по наследству, но отдельного «гена шизофрении» не существует. Есть различные комбинации генов, которые делают людей более уязвимыми перед этой болезнью, однако необязательно приведут к ней.
Некоторые исследования показывают связь шизофрении с уровнем серотонина и дофамина в организме. Исследователи предполагают, что дисбаланс этих веществ или изменение реакции организма на них тоже связаны с заболеванием.
Какие препараты существуют
Лекарства, которое бы раз и навсегда вылечивало шизофрению, до сих пор нет. Сегодня для снятия симптомов этого заболевания и достижения ремиссии используют специальные препараты — антипсихотики. Они блокируют дофаминовые рецепторы, снижая избыточное воздействие дофамина на нейрон. Антипсихотики делятся на типичные (галоперидол, аминазин) и атипичные (рисперидон, кветиапин). Главное отличие атипичных психотиков в том, что они реже, чем типичные, вызывают двигательные побочные эффекты (мышечную скованность и дрожание рук, например).
Но антипсихотики воздействуют преимущественно на позитивные симптомы, не оказывая, либо оказывая в незначительной степени, влияния на негативные симптомы, которые нарастают в течение болезни.
Среди новых лекарств от шизофрении — карипразин. Как нам рассказал старший научный сотрудник и координатор клинических исследований Иштван Ласловски, карипразин показал свою эффективность при лечении не только позитивных, но и негативных симптомов шизофрении. Согласно полученным результатам, применение этого препарата способствовало значительному улучшению симптомов заболевания, а также снижению риска рецидивов на 55% по сравнению с плацебо, дав пациентам возможность вернуться к осмысленной социальной жизни.
Пациенты смогут получить карипразин бесплатно
Комиссия Минздрава дала положительное заключение о включении препарата карипразина в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и Перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий пациентов (ОНЛС).
С 2020 года российские пациенты, страдающие шизофренией, смогут получать лечение в рамках программы государственных гарантий.
Если вы подозреваете, что у вашего близкого шизофрения, вы можете обратиться в психоневрологический диспансер и вызвать врача самостоятельно. Подробнее об этом читайте здесь.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от психических расстройств страдает около 450 млн человек в мире. Проблема усугубляется тем, что люди просто боятся признаваться в том, что у них есть заболевание. К счастью, многие болезни поддаются лечению с помощью медикаментов. Создание карипразина — еще один шаг на пути к тому, чтобы купировать симптомы болезни и помочь пациентам вернуться в социум.
Читайте также:
Смотрите наши видео