Пациент вправе потребовать с медицинской организации компенсации, если медучреждение некачественно оказало услуги либо неправильно установило диагноз. Согласно разъяснению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, доказывать качество оказания медпомощи должна сама больница, а не пациент или его родственники.
Как разъяснил Верховный суд, со стороны пациента требование о компенсации должно быть основано на факте некачественной медпомощи. Например, пациент может заявить, что врачи не провели необходимые обследования для постановки точного диагноза, что повлекло ненадлежащее и несвоевременное лечение и привело к ухудшению состояния его здоровья. Ответчик при этом должен доказать отсутствие своей вины в причинении как вреда здоровью пациента, так и в причинении ему морального вреда при оказании медицинской помощи.
По статистике Следственного комитета, в 2018 году до суда дошли 300 уголовных дел об ошибках врачей. Всего в СКР поступило 6500 жалоб на действия медиков, а возбуждено было 2029 уголовных дел.
На какую компенсацию может рассчитывать пациент?
При рассмотрении дел о компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства, свидетельствующие о причинении пациенту физических, нравственных страданий, в частности переживаний, связанных с опасением за жизнь и здоровье из-за неправильного диагноза и назначенных препаратов.
«Размер компенсации может установить только суд с учетом всех факторов, а именно наличия причинно-следственных связей между действиями врача и наступившими последствиями. Неверный диагноз — это очень общее понятие. Здесь важно понимать, к чему привела постановка такого диагноза, сказался ли данный диагноз на ухудшении состояния пациента и т. д. Если это так, то суд оценивает, в каком объеме были нравственные и физические страдания у пациента, поскольку здесь все-таки не нужно доказывать сам факт нравственных страданий, но их размер как раз устанавливает суд, исходя из требований разумности и справедливости. И последний фактор — это наличие вины врача, в данном случае не врача, а медицинской организации, поскольку за действия сотрудника по закону отвечает юридическое лицо. И, соответственно, суд также должен установить, были ли учтены все возможности предотвратить постановку неверного диагноза, то есть имелись ли со стороны медицинской организации виновные действия. Одно дело, если это добровольное заблуждение врача и нет виновных действий, другое — когда врач просто пренебрег какими-то необходимыми действиями. То есть говорить о том, какая будет сумма компенсации, не представляется возможным, поскольку ее размер в каждом конкретном случае устанавливается судом», — разъясняет юрист Центра медицинского права Андрей Карпенко.
Что нужно, чтобы потребовать компенсацию и вернуть средства?
Для того чтобы требовать компенсации, у пациента на руках должны быть документы, в которых записано, какой диагноз поставил врач и какие лекарства и процедуры назначались. Пациент также может взять заключение врачей в другой клинике, подтверждающее последствия, которые наступили в результате постановки неверного диагноза и неправильного лечения. В случае постановки неверного диагноза и неправильного лечения пациент может потребовать взыскать с медицинского учреждения возмещение расходов на лечение, проезд, а также компенсацию морального вреда. По решению суда клиника также должна возместить все расходы за проведение медицинской экспертизы и юридические консультации.
Но следует учитывать, что наши суды не склонны завышать размеры компенсаций.
«Естественно, если судом принято решение в пользу пациента, то суд вправе рассмотреть судебные расходы и возложить на ответчика их, а также затраты пациента. Если пациент получал медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования (ОМС), то понятно, что такие расходы ему никто не компенсирует. А если пациент лечился за счет личных средств и если, опять-таки, суд установит, что услуги были оказаны ненадлежащим образом, то тогда суд вправе обязать ответчика признать договор оказания медицинских услуг неисполненным и обязать ответчика вернуть всю сумму, либо возможен вариант частичного возврата средств», — говорит Карпенко.
По словам эксперта, вернуть средства могут только за ненадлежаще оказанные услуги, а те, которые были оказаны должным образом в рамках закона о защите прав потребителей, компенсации не подлежат. «Услуги, оказанные ненадлежащим образом, признаются таковыми, если недостатки признаны существенными, а вот что такое существенные недостатки, закон о защите прав потребителей не устанавливает. Только суд устанавливает, существенные они или нет. Поэтому возможны разные варианты событий, пациенту всегда кажется, что они (недостатки) существенные, даже если ни к каким последствиям это не привело, а суды иногда придерживаются иной точки зрения», — говорит Карпенко.
Какую сумму можно потребовать с ответчика за моральный вред?
Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются, как правило, в пределах до 2 млн руб., а средняя компенсация колеблется в пределах 20 000–500 000 руб. Размер суммы определяет суд.
Рекордная компенсация за моральный вред по спорам, ответчиками в которых выступали медучреждения, была взыскана 20 июня 2014 года Приморским судом Санкт-Петербурга по иску Ирины Разиной к СПГУ им. И. П. Павлова за неправильную тактику проведения родов, повлекшую тяжкий вред здоровью пациентки, а также необратимые повреждения головного мозга ребенка, скончавшегося через два года после родов. За смерть ребенка от врачебной ошибки пациентке была выплачена беспрецедентная компенсация — 15 млн руб.
Читайте также: