У пожилых людей с умеренными когнитивными нарушениями, которые часто и регулярно разгадывают кроссворды, шарады, играют в другие словесные игры, собирают пазлы, много читают, память, в том числе кратковременная, а также внимание и скорость обработки информации заметно лучше, чем у их ровесников, которые ничем подобным не занимаются. Такие результаты получили американские ученые, статья которых опубликована в Journal of Cognitive Enhancement.
Исследователи проанализировали данные за девять лет, с 2012 по 2020 годы, касающиеся почти 6 тысяч человек с умеренными когнитивными нарушениями — предвестниками развития болезни Альцгеймера и других форм деменции.
На старте исследования возраст участников составлял, по меньшей мере, 50 лет. На протяжении всех этих лет участники регулярно отвечали на вопросы по поводу того, как часто они занимаются деятельностью, стимулирующей работу мозга, то есть чтением, игрой в настольные игры, различными хобби.
Кроме того, люди сдавали тесты на когнитивные функции. По итогам ученые разделили участников на три группы в соответствии с тем, настолько часто и регулярно они тренируют свой мозг.
Анализ собранной информации показал, что пожилые люди из группы с самым высоким уровнем участия в деятельности, заставляющей думать, стабильно демонстрировали наилучшие результаты в тестах на разные типы памяти, внимание и скорость усваивания новой информации.
На втором месте были участники из «средней» группы, а на третьем — группа пожилых людей, которые не нагружали свой мозг разгадыванием кроссвордов или игрой в скрэбл.
Мало того, несмотря на то, что с годами когнитивные функции у участников снижались, у любителей кроссвордов и настольных игр это снижение было почти незаметно — и по прошествии девяти лет их интеллектуальные способности сохранялись на достаточно высоком уровне.
Авторы исследования надеются, что полученные результаты заставят врачей рекомендовать своим пожилым пациентам с умеренными когнитивными нарушениями по крайней мере 3−4 дня в неделю играть в скрэбл, разгадывать кроссворды, читать или заниматься чем-то еще, что заставляет работать мозг.