В конце августа шестеро хирургов ГКБ № 1 Нижнего Тагила решили уволиться разом. Ранее двое хирургов уволились из Демидовской больницы Нижнего Тагила.
На сегодня, 30 августа, в городе работает три комиссии: местного и федерального Минздравов — и прокуратуры. Главные врачи больниц, оказавшихся в центре события, на две недели отстранены от работы, а все врачи ГКБ № 1 отозвали заявления об увольнении (большинство сделало это после личного разговора с региональным министром здравоохранения Андреем Цветковым).
Волной вспыхнули «протесты» врачей в Петрозаводске, Пятигорске (там уволились травматологи) и в закрытом городе Трехгорный Челябинской области (хотя местные власти это отрицают).
Неооднократно, в том числе и в майских указах, Владимир Путин отдавал распоряжения повысить зарплаты медработникам. При этом денег в региональных бюджетах или не прибавлялось, или не находилось. Чтобы выполнить поставленную задачу, организаторы здравоохранения начали увольнять медработников, а освободившиеся ставки «выдавать» тем, кто сокращения избежал. Таким образом, зарплата — большая или не очень —достается врачу при условии, что он работает за нескольких человек.
Переработки, низкие зарплаты у врачей и печальные итоги оптимизации здравоохранения — не новость, но раньше они разговаривали об этом со СМИ анонимно и полушепотом. Хирурги ГКБ №1 открыто заявили о проблемах, а заведующий отделением хирургии ГКБ № 1 Юрий Изотеев даже дал интервью (среди врачей такое нечасто встретишь). Похоже, у врачей закончилось терпение, им уже настолько тяжело, что они перестали бояться расправы начальства — в медицине с недовольными не церемонятся.
Ситуация развивалась долго: непосильную нагрузку врачи несут уже два года, и до того, как написать заявления, они обращались в региональный Минздрав и другие инстанции, но бесполезно. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как на него обратили внимание в Кремле. Это совсем не удивительно, но очень печально: чтобы региональная проблема начала решаться, нужно внимание президента. Зачем тогда региональные власти? Конечно не для того, чтобы решать локальные проблемы — а чтобы отчитываться перед президентом о выполнении его указов.
Так, зарплата врача должна быть не меньше двух минимальных окладов по региону. Региональный Минздрав давал разные данные: сначала, что средняя зарплата хирурга в Демидовской больнице Нижнего Тагила составляет 156 тыс. рублей (сами врачи утверждают, что таких зарплат, кроме как на бумаге, не видели), потом — что средняя зарплата врача по региону — 75 тыс. рублей.
Средний показатель в отношении зарплат врачей не дает представления о реальных доходах, так он высчитывается из всех зарплат всех медработников, в том числе и главных врачей. Сейчас на шестерых хирургов ГКБ № 1 приходится 30 круглосуточных дежурств в месяц. Одновременно должны дежурить два врача, то есть на каждого специалиста в месяц приходится по десять ночных дежурств. После того как врач отработает сутки в больнице, он не уходит домой, а заступает на дневную смену. Даже если бы зарплата составляла, как в отчете, 156 тыс. рублей, да даже если 256 тыс. рублей, назвать такие условия труда приемлемыми довольно трудно. Стоит учитывать и то, что работа хирурга требует 100% концентрации и ясности ума, чтобы не произошло врачебной ошибки (за которую теперь могут посадить). Кроме того, эта работа тяжела физически , так как много часов приходится стоять на ногах.
По словам местных властей, «проблема уже решается». В больницу взяли двух новых хирургов, за переработки в июле и августе обещали доплатить, «маршрутизацию» хирургических пациентов изменили (как именно, не сообщается). За хирургов уже заступилась министр здравоохранения Вероника Скворцова, которая назвала ситуацию «возмутительной» и пообещала жесткие меры.
Пока все уровни власти демонстрируют, что ситуация под контролем, хирурги ГКБ № 1 продолжают работать, все шестеро передумали увольняться. Казалось бы, «бунт» (или «саботаж», как назвал это депутат Госдумы от Нижнего Тагила Алексей Балыбердин) сдулся, был подавлен или самоликвидировался по естественным причинам — все же на враче лежит слишком большая ответственность. Протест протестом, но пациенты никуда не делись. Но позже стало известно, что врачи Качканарской центральной городской больницы в Свердловской области записали видеообращения для президента.
Они рассказали о сокращении штата, переработках и минимальных зарплатах, о том, что акушерам собираются предложить мыть полы за санитаров. В начале ролика врачи сказали, что их обращение — крик о помощи. «К сожалению, региональное руководство даже не пытается выполнить майские указы», — сказали они. Вернемся к тому, о чем говорили в начале: если врачи открыто заявляют о проблемах системы, значит, ситуация критическая.