
Результаты исследования, проведенного учеными из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) и Колумбийского университета (США), опубликованы в журнале Psychological Science.
Исследователи собрали электронные данные о двух миллионах банковских транзакций и платежей по кредитным картам, сделанных 2193 владельцами счетов. Эти люди также прошли психологическое тестирование, позволившее выявить их личностные качества, такие как склонность к меркантильности, а также уровень самоконтроля, общительности, доброжелательности, добросовестности, эмоциональной стабильности и открытости новому опыту.
Вся информация о тратах была разделена на категории – покупки в супермаркетах, мебельных магазинах, интернет-магазинах, покупка страховок, траты в кафе и ресторанах и так далее. Далее ученые использовали технологию машинного обучения, чтобы выяснить, есть ли связь между тем, на что люди охотнее и чаще тратят деньги, и тем, каковы их персональные личностные качества. Как оказалось, между этими двумя характеристиками действительно существует корреляция, хоть и довольно умеренная.
Люди, которые в большей степени открыты всему новому, больше тратят деньги на перелеты, а те, кто более общителен — на обеды в ресторанах и покупку спиртного.
Те, кто более доброжелателен — больше жертвуют на благотворительность, а те, кто более добросовестен, больше откладывают денег на сберегательных счетах. Более меркантильные люди больше расходуют на покупку драгоценностей, и меньше – на благотворительность, люди с высоким уровнем самоконтроля меньше тратят на банковские услуги, а люди с высокой степенью эмоциональной нестабильности — на выплаты по ипотеке. Эти результаты были верны вне зависимости от возраста и уровня доходов владельцев счетов.
Как отмечают авторы, оценка личностных качеств по характеру трат — менее точный метод, чем тот, что основан на «лайках» и обновлениях статусов в Facebook, но примерно соответствует по точности оценкам, сделанным на основании музыкальных предпочтений и фотографиям, выложенным во Flickr.