Исследование отношения к вакцинации на основе русскоязычных социальных медиа аналитического центра Brand Analytics показало, что более половины (59%) авторов выступают «за» вакцинацию. Данные представили на public talk проекта Здоровье Mail.ru «Осознанность слова и осознанность выбора: какова цена здоровья наших детей».
Всего за период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года в русскоязычных социальных медиа было зафиксировано более 5,3 млн упоминаний, касающихся темы вакцинации. Если проанализировать упоминания в СМИ за аналогичный период, то и там тоже наблюдается рост, хотя и не такой явный, как в соцмедиа.
В целом обсуждения в соцмедиа хоть и резонируют с новостным фоном, но, тем не менее, в большинстве своем не основаны на инфоповодах, а просто содержат извечную борьбу сторонников и противников. Примечательно, что вовлеченность сообщений противников вакцинации в 2 раза выше уровня вовлеченности её сторонников.
Аргументы «за»:
- Защита от возможных болезней /тяжелой формы;
- Вакцины хорошо переносятся (не так как пугают);
- Статистика смертности ниже;
- Так надо / Так правильно;
- Реже болеют / иммунитет в целом крепче;
- Защита от возможных эпидемий;
- Чтобы попасть в дет. сад, иначе не берут.
Аргументы «против»:
- Возможные побочные эффекты;
- Содержат опасные вещества (ртуть и т.п.);
- Неэффективны / не спасают;
- Риск смерти;
- Риск инвалидности;
- Снижают иммунитет;
- Некоторые вакцины не прошли испытания на безопасность и эффективность;
- Зарубежные вакцины нацелены на уничтожение россиян.
Несмотря на кажущийся паритет в мнениях, противники прививок практически всегда приводят какие-то аргументы в защиту своего мнения, тогда как сторонники как правило просто говорят что «так надо».
Среди обсуждающих вакцинацию 70% составляют женщины. При этом среди мужчин на 5% больше доля противников, чем среди женщин (48% к 43%)
У каждой из сторон есть свои особенности в отстаивании своего мнения. Так, сторонники чаще предпочитают писать авторские сообщения, в то время как противники любят ссылаться на разные материалы без выражения своих мыслей. Это может свидетельствовать о том, что либо им трудно аргументированно выразить свою позицию, либо просто таков их способ выражения своего мнения. Высокая активность таких сообщений создает впечатление искусственного нагнетания ситуации.
Что касается болезней, то больше всего обсуждают корь.
Родителей крайне беспокоит эпидемиологическая ситуация с этой болезнью и ее распространение. Обсуждение кори в 3 раза больше ближайшей к ней болезни.
Примечательно, что дискуссия противников и сторонников по разному эмоционально окрашена. Сторонники прививок крайне негативно воспринимают родителей, выступающих против прививок, и ведут себя более агрессивно по отношению к ним, когда высказываются «за».
Читайте также: Корь по полочкам.