Наука и практика,

У полногеномных исследований нашли большой изъян

Подавляющее большинство таких исследований проводится на основе генетических данных людей европейского происхождения, что искажает результаты.
Pexels.com/CC 0

Статья троих ученых из Университета штата Пенсильвания и Университета Case Western Reserve (США) опубликована в журнале Cell.

Эволюционный генетик Сара Тишкофф (Sarah Tishkoff) и ее коллеги проанализировали тысячи научных публикаций, связанных с полногеномными исследованиями ассоциаций (genome-wide association studies, GWAS).

Такой тип исследований в последнее десятилетие стал очень популярен в связи с ростом доступности расшифровки генома (совокупности наследственного материала, содержащегося в клетке организма). Цель GWAS-исследований состоит в поиске связей между какими-либо наследственными заболеваниями (к примеру, болезнью почек или шизофренией) и точечными генетическими мутациями (сравнительно часто встречающимися в популяции вариантами в последовательности ДНК).

В ходе исследования обычно сравниваются геномы людей, страдающих от болезни, и генетические профили людей из контрольной группы. Это в итоге позволяет сделать вывод об ассоциации между каким-то вариантом в последовательности ДНК и повышенным риском заболевания.

Анализ, проведенный авторами статьи в Cell, показал, что в отборе генетического материала, использующегося в GWAS-исследованиях, существует значительный перекос. Так, в 2018 году среди участников, включенных в такие исследования, было 78% европейцев, 10% людей азиатского происхождения, 2% людей африканского происхождения, 1% людей латиноамериканского происхождения и менее одного процента людей, принадлежащих к другим этническим группам.

Поскольку результаты GWAS-исследований используются при прогнозировании риска развития болезней и  разработке методов лечения, тот факт, что в них не представлен полный «генетический ландшафт» человечества, может иметь негативные последствия для профилактики и терапии заболеваний. «Оставлять за бортом геномных исследований целые популяции — не только нечестно, но и вредно с научной точки зрения, — объяснила Тишкофф. — Из-за этого мы упускаем генетические варианты, которые играют ключевую роль в развитии болезней у людей иной этнической принадлежности».

То, что верно для людей европейского происхождения, совсем не обязательно работает у людей с иными этническими корнями, отмечают ученые.

Например, оценка наследственного риска болезни Альцгеймера, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, определяемого сложнейшими взаимодействиями множества генов, — для европейцев и для людей азиатского происхождения будет разной. Или, к примеру, такое генетическое заболевание, как муковисцидоз, среди людей европейского происхождения встречается в шесть раз чаще, чем среди выходцев из Африки.  

Различия в генетических вариантах объясняются эволюционной историей человеческих популяций, которые мигрировали с африканского континента и расселялись в разных регионах планеты. Поэтому полное понимание человеческой генетики и ее взаимосвязей с развитием тех или иных болезней невозможно без равноправного включения в GWAS-исследования генетического материала людей разного происхождения, подчеркивают авторы статьи.

Для решения этой проблемы необходимо создавать максимально разнообразные с этнической точки зрения биобанки, которыми могли бы пользоваться ученые при проведении GWAS-исследований. От этого зависит будущий успех геномной медицины, считают ученые.

Читайте также: Комиссия ВОЗ призвала создать реестр всех исследований по редактированию генома человека.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.