Кошка спровоцировала у мальчика шизофрению

27 лекарств не помогли, оказалось, это не шизофрения.
4eae8f2ee95a206058086617cb03dcd1.jpg
Источник: Pexels.com/CC 0

Подросток, имя которого врачи не разглашают, жил с родителями в загородном доме, был общительным и активным. Он хорошо учился: побеждал в олимпиадах по географии и истории, а также играл в школьном театре и занимался фехтованием. Однако в октябре 2015 года с молодым человеком внезапно что-то произошло: он стал чувствовать себя разбитым, подавленным и взволнованным, у него начались галлюцинации, вспышки ярости, бред, мысли об убийстве и самоубийстве.

«Он говорил, что был “злым, проклятым сыном дьявола” и хотел покончить с собой, потому что боялся новых мыслей об убийстве своих близких», — говорится в статье с описанием этого случая, опубликованной в Journal of Central Nervous System Disease.

Перепуганные родители поехали с сыном в больницу, где его госпитализировали с диагнозом большое депрессивное расстройство с психотическими симптомами. Впрочем, через неделю ребенка выписали — мысли об убийстве прошли, но остальные психотические симптомы остались.

Предпосылки болезни врачи искали в семейном анамнезе пациента. Там было за что зацепиться: в семье с обеих сторон были случаи депрессии, злоупотребления алкоголем, игровой зависимости, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также ряд других заболеваний.

Тем не менее, ничего из этого не было похоже на симптомы, от которых страдал мальчик. Сам он раньше тоже ничем особенным ранее не болел, кроме случая ожога ядовитым плющом и заражения бактериями микоплазмы, который вылечили антибиотиками.

К декабрю 2015 года симптомы прогрессировали настолько, что матери пришлось оставить работу, чтобы ухаживать за подростком, так как у него развивались слуховые, тактильные и визуальные галлюцинации. Мальчик стал бояться выходить из дома, у него появились мысли о том, что он обладает суперсилой, а домашняя кошка хочет его убить.

К симптомам добавились хроническая усталость, головные боли, частое мочеиспускание. Его госпитализировали еще три раза, причем теперь диагностировали уже шизофрению. Ее пытались лечить антипсихотиками, антидепрессантами, стабилизаторами настроения и антибиотиками — в общей сложности на пациенте опробовали 27 разных лекарств. Синдромы психоза иногда становились реже, но не проходили. Анализ крови на биомаркеры воспаления, ЭЭГ и МРТ также ничего не сказали врачам.

В августе 2016 года мальчика показали новому врачу, который предположил, что тот болеет аутоиммунным энцефалитом. Это заболевание развивается из-за того, что организм начинает вырабатывать антитела к собственным нервным клеткам. Симптомами аутоиммунного энцефалита действительно могут быть разнообразные психозы. Новое лечение помогло, но тоже ненадолго.

Наконец, в 2017 году родители обратили внимание на странные растяжки на бедрах и под мышками подростка и показали его новому врачу. Узнав, что мальчик незадолго до заражения играл с кошками, медик предположил, что речь о нейробартонеллезе, который вызывает бактерия Bartonella henselae. Эти бактерии живут на стенках сосудов и в спинномозговой жидкости и могут вызывать инфекцию с различными неврологическими симптомами. Такие инфекции называют лихорадкой от кошачьих царапин. У детей и подростков инфекция, как правило, проходит тяжелее.

Родители обратились в Университет штата Северная Каролина, где мальчика обследовали ученые вместе с лечащими врачами. Специалисты проанализировали сыворотку крови пациента, провели ПЦР, после чего секвенировали полученный из сыворотки материал ДНК. Действительно, в крови обнаружились бактерии Bartonella henselae.

Подростка начали лечить комплексом антибиотиков, противогрибковых препаратов и лекарств от головной боли. Он пошел на поправку, хотя в июне 2017 года, после внезапной отмены клозапина (антипсихотик) и трамадола (анальгетик), он перенес сильную анорексию, тошноту и рвоту, был снова госпитализирован и потерял 20,5 килограммов веса за 40 дней. Но врачи смогли преодолеть эти симптомы.

Наконец, к октябрю 2017 года мальчик полностью вылечился. Хотя он пропустил почти два года учебы в школе, к весне 2018 года подросток смог все наверстать. К сентябрю 2018 он вернулся ко всем привычным делам, часто общается со сверстниками, работает неполный рабочий день в ресторане и, как считают родители, полностью восстановился.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.